Любая спортивная игра начинается с первого удара. В бадминтоне, как в теннисе и волейболе, таким ударом является подача. Подавать нужно ударяя волан только в низкой точке, причем так, чтобы ракетка в момент удара была опущена вниз. В правилах Международной федерации бадминтона говорится: «Наивысшая точка головки ракетки в момент удара должна быть ниже самой низкой точки кисти». К сожалению, многие бадминтонисты (порой даже известные) не соблюдают этого правила. И арбитр в этом случае обычно останавливает игру. Особое значение это правило приобретает в парных играх, где каждый, можно сказать, «приподнятый сантиметр» дает подающему больше шансов выполнить подачу максимально низко над сеткой.
Подача — единственный в бадминтоне удар, выполняемый из статического положения. При подаче нельзя отрывать от пола ноги.
Правила игры не ограничивают время для выполнения подачи. Но это, разумеется, не значит, что вы можете умышленно сбивать темп игры. Взыскательный судья не позво лит вам сделать это. Но и без преднамеренной затяжки у бадминтониста времени для подачи предостаточно. Не торопитесь. Решите, какую подачу выгоднее направить.
Подача выполняется из наиболее удобного положения, и уже одно это должно заставить вас выполнить ее максимально точно. Не забывайте, что только со своей подачи вы имеете возможность «заработать» очко. Дорожите этим правом! Ведь при выполнении другого удара вы будете находиться в менее выгодном положении.
Теперь о технике подачи. Станьте свободно, расслабленно, левым плечом к сетке. Левая нога отставлена немного назад. Волан в левой руке. Держите его пальцами за оперение, как это делает чемпион Европы швед Тоомас Кильстрем (фото 11), перед подачей не следует наклоняться вперед. Вот вы приподнимаете левую руку с воланом вверх. Не подбрасывайте волан, а плавно выпустите из руки.
Известный английский тренер Роджер Миле, воспитатель чемпионов, советует:
— В ходе подачи смотрите на волан. Кисть с ракеткой перед подачей держите приподнятой. Подачу выполняйте спокойно, хладнокровно. Ноги в постоянном контакте с полом от начала до конца проведения подачи.
Рис. 73
И еще следует подчеркнуть, что при проведении подачи, как и при других ударах, необходимы согласованные движения ног, туловища, руки с ракеткой.
Во время выступлений в Москве малайзийца Панча Гуналана наши любители бадминтона убедились, какой это великолепный мастер подачи. На рис. 13, сделанном по кинограмме, показано, как Гуналан выполняет этот первый удар.
Спортсмен стоит свободно, никакой скованности (кадр 1). В левой руке волан. Вот бадминтонист начинает движение руки с ракеткой для встречи с воланом (2). Ракетка движется как бы по дуге, которую описывает головка ракетки, сверху вниз. Одновременно происходит поворот кисти. Движение руки с ракеткой увлекает за собой и туловище спортсмена. Чтобы не потерять равновесия при ударе, центр тяжести спортсмена перемещается вперед на левую ногу (3). Непосредственный момент удара вы видите на кадре 5. Обратите внимание: кисть опущена, рука выпрямлена. Игрок как бы подался вперед, увлекаемый движением ракетки.
Завершающий поворот кисти, который хорошо виден на кадрах 4— 8,—это, можно сказать, ключевой момент подачи. Полное включение кисти в удар происходит тогда, когда бадминтонист из стадии подготовки переходит непосредственно к удару. Так называемый «щелчок» по волану происходит уже при опоре на левую ногу, полном развороте плеч по направлению удара. Когда кисть «срабатывает», рука по инерции сопровождает волан.
Где должна быть точка удара? Лучше, если она находится впереди, на расстоянии вытянутой руки с ракеткой. Выполняя подачу сбоку, в более близкой точке или, наоборот, более удаленной, вы создадите себе массу неудобств. В первом случае не будут полностью завершены подготовительные движения, ибо какая-либо фаза выпадает; во втором — сильно потянувшись к волану, вы потеряете равновесие и оторвете ногу от пола. Но даже если вам удастся удержаться, все равно подача получится не точной
Как видите на рисунках, Панч Гуналан выполняет подачу с широким замахом. Такая манера исполнения свойственна не только бадминтонистам Малайзии, но и Индии, КНР, Индонезии, Таиланда и других азиатских стран. Мы побеседовали по этому поводу с тренером команды Индии Рамашем Чадха, побывавшим вместе со своими бадминтонистами у нас в Москве. «Подача с широким замахом, — сказал Чадха, — способствует большему расслаблению (мышцы при такой подаче как бы растягиваются). Это позволяет в дальнейшем играть свободнее и непринужденнее. Чем меньше напрягаются мышцы при первом ударе, тем легче избежать закрепощенности в дальнейшей игре.
Еще один штрих. В завершающей фазе подачи инерцию движения туловища, руки искусственно тормозить не следует. Снизится точность. Ведь такое сопровождение, или, как говорят, проводка, волана улучшает контроль при ударе.
Один из сильнейших наших игроков, студент из Горького Вячеслав Щукин, вначале держит ракетку в руке так, что струнная поверхность ее почти параллельна полу. Естественно, кисть в таком варианте при ударе совершает полный поворот, как бы сверху вниз по дуге. Постепенно ускоряя движение руки с ракеткой, Вячеслав в последний момент «щелкает» кистью по волану, точно направляя мяч к задней линии площадки соперника. Бадминтонисту удалось довести до автоматизма все подготовительные движения при подаче Он почти не ошибается на первом ударе.
Несколько по-иному выполняет подачу Анатолий Скрипко. Медлен но подводит руку с ракеткой к волану и лишь в последний момент бьет по нему, сопровождая волан движением руки. В такой же манере выполнял подачу и знаменитый датчанин Свен При.
А вот двукратная чемпионка страны Светлана Белясова, подавая, делает более короткий замах. Но и в этом случае в решающей фазе вступает в дело кисть.
По какой бы траектории — высокой или низкой — вы не направляли подачу, чтобы дезориентировать соперника, старайтесь делать всегда одинаковый замах. Высоту же и скорость полета волана задаст кисть.
Куда направлять подачу? Короткая, подача - в передние углы поля соперника, далекая высокая - в задние углы. Подача - важнейший элемент тактики. В одиночной игре основной является высокая далекая подача, в парной — короткая.
Куда направлять подачу? Короткая, подача - в передние углы поля соперника, далекая высокая - в задние углы. Подача - важнейший элемент тактики. В одиночной игре основной является высокая далекая подача, в парной — короткая.
1. Высокая далекая подача.
2. Короткая подача.
3. Плоская подача.
4. Высокая атакующая подача.
Плавное движение руки с ракеткой, легкий поворот кисти — и волан летит низко над сеткой в переднюю зону. Это короткая подача Обычно с нее начинают обучение первому удару. Ведь волан нужно послать всего лишь на 4 м (2 м до сетки и 2 м на стороне соперника). При короткой подаче кисть, поворачиваясь, совершает плавное поступательное движение навстречу волану, в отличие от высоко-далекой, где кисть как бы совершает вращение по дуге.
Такое же плавное движение ракетки, как и в предыдущем случае, и вдруг неожиданное — молниеносный щелчок кистью. Вроде бы готовилась короткая подача, а тут, на тебе, волан вылетел, как из ружья. Это прострельная, или, как ее называют английские бадминтонисты, «сюрпризная подача». Залог успеха такой подачи — в скрытности и неожиданности. Соперник думает, что волан приземлится впереди него и двигается вперед. А волан нежданно-негаданно оказывается за его спиной.
Запомните! И при коротких, и при прострельной подачах надо обязательно сопровождать волан рукой с ракеткой При короткой подаче оно более плавное, при прострельной — более динамичное. Если при прострельной подаче волан летит быстро, на высоте 3—4 м, то при плоской (это тоже весьма неожиданная подача) пролетает низко над сеткой к задней линии площадки соперника.
Согласно правилам соревнований, любая подача должна выполняться ударом снизу. Направить волан низко над сеткой к задней линии с большой скоростью, не нарушив этого правила, не всем удается. Поэтому плоская подача используется не очень часто.
Если при короткой, прострельной и плоской подачах волан держится в воздухе недолго — поэтому есть прямой смысл «скрыть» их от соперника, — то высоко-далекую подачу, учитывая долгий полет волана, мно гие игроки не маскируют. Широкий замах — волан взмывает на 8—9 м вверх и опускается на заднюю ли нию почти отвесно. Сразу атаковать с такой подачи затруднительно, так как удар ракеткой приходится в этом случае не только на головку волана, но и на его оперение, а это снижает начальную скорость при ответном ударе.
Игроку, не привыкшему к «своим» и «чужим» очень высоким подачам, сразу нелегко найти себя. Чтобы ос воится, нужно время
Мастером высоко-далеких подач зарекомендовал себя Анатолий Скрипко. Вот что он рассказывает о своем выступлении в составе сборной страны на международных состязаниях в Сингапуре.
— Играли в спортивном зале высотой 15 м. Играть было трудно: духота, температура доходила до 45 градусов. В больших залах волан вообще летит медленнее, снижается почти отвесно. Добить перьевой мяч до задней линии весьма не просто. Мы привыкли бить по волану, который падает быстро, поэтому мощной атаки и точного ответа на заднюю линию у меня не получалось. Но постепенно приспособился. Теперь я сам научился подавать «под небеса» и применяю такую подачу, когда играю в высоких залах. Выступая на чемпионатах Европы, я довольно быстро приноровился к высоким залам. А на международном турнире в олимпийском зале «Дружба» в Лужниках, где высота зала больше 20 м, подача «под небеса», как мы ее называем, помогла мне одолеть всех своих соперников.
— Я хочу посоветовать начинающим бадминтонистам, — продолжает Анатолий Скрипко, — более настойчиво и терпеливо овладевать подачей. Конечно, такая подача, как у опытных мастеров, сразу не получится. И совсем не обязательно учиться подавать непосредственно на площадке. Вначале используйте стенку в зале. Станьте полубоком к стенке (представьте, что перед вами сетка). Возьмите волан в левую руку. Центр тяжести на правой ноге. Теперь плавно перенесите опору на левую ногу, одновременно развернув плечи. Таким образом, вы окажетесь лицом к предполагаемой сетке. Проделайте такое упражнение у стенки не менее 50 раз, пока не почувствуете, что движения уверенны, четки и плавны. Теперь одновременно с поворотом туловища выпустите из руки волан. И легким ударом впереди себя направьте волан в стенку. Снова и снова повторяйте это движение. Не менее 100 раз.
Что ж, советы чемпиона подтверждены его многолетним опытом. От себя добавим: перед тем как перейти к практическому изучению подачи, внимательно вглядитесь в рисунки, на которых изображены различные фазы первого удара в бадминтоне.
Сопоставьте ваши движения с кинограммой, приведенной в книге. Внимательно приглядитесь к каждой фазе удара. Освоив короткую подачу, переходите к высоко-далекой. А уж потом, умея применять эти две основные подачи, стремитесь постигнуть прострельную и плоскую.
Поскольку подача — один из важнейших ударов в бадминтоне, нужно добиться ее мастерского выполнения. Прежде всего требуется аккуратность и точность. Задача — подать сто подач и все без осечки. Для этого нужно только одно: неустанная тренировка. Подобно баскетболисту, без устали шлифующему снайперские.броски по корзине из одной и той же точки.
Помните! Принимающий подачу находится в удобной позиции и настроен весьма агрессивно, готов воспользоваться вашей неудачной подачей для решительных атакующих действий. Не преподносите ему таких подарков, как писали наши замечательные писатели-сатирики, на блюдечке с голубой каемочкой. Не отвлекайтесь. Не торопитесь. Сконцентрируйте свое внимание на подаче.
Держите ракетку таким образом, чтобы свободно работала кисть, чтобы пальцы (указательный и большой прежде всего) контролировали направление движения ракетки. Заранее решите, какую подачу вы примените.
Комментарии
Оставить комментарий