Маленький, но дружный коллектив
Как создается дуэт
Давайте возвратимся назад и найдем ту страницу книги, где изображена схема бадминтонной площадки (см. рис. 1). Мы уже говорили, что на полной площадке можно играть двое на двое (парные игры). Это, можно сказать, состязание двух команд. Вы уже боретесь не только за себя, но и за товарища, за ваш маленький, но дружный коллектив. Выступления в паре имеют бесспорные достоинства. Во-первых, когда на площадке играют четверо, а не двое, увеличивается коэффициент полезного действия площадки. Особенно это важно на тренировке, когда места в зале не хватает. И второе достоинство парных игр заключается в том, что не каждый может успешно выступать в ответственных состязаниях один на один, а вот в паре есть шансы добиться неплохих результатов.
Любители бадминтона помнят минчанку Татьяну Шмакову. И прославилась Таня в парных играх. В одиночных особенно не блистала. Зато в парных уже в 16 лет стала призером чемпионата страны, а затем дважды добивалась титула чемпионки, выступая вместе с Татьяной Кочетковой.
Днепропетровские бадминтонисты Леонид Пайкин и Виктор Самарин тоже не имеют высоких достижении как «одиночники». Зато в парных играх они в 1981 году стали чемпионами страны и, кроме того, дважды выходили в финал в этом виде соревнования и даже победили на открытом первенстве Австрии.
Парные игры — великолепная школа тактического мастерства. Ведь когда на площадке выступают четыре бадминтониста, уязвимых мест для нанесения ударов гораздо меньше, чем в одиночной игре. Поэтому без остроумных ходов, умения мыслить быстро и оригинально не обойдешься. Но самое главное в том, что два игрока, взаимодействующие друг с другом, сообща добивающиеся победы,— это, как мы уже сказали, маленький, но дружный коллектив. И это прекрасно. В этой мини-команде воспитывается чувство локтя, товарищества, взаимного доверия.
Чаще всего сильная пара формируется из спортсменов, примерно равных по своим физическим возможностям, хорошо знающих друг друга и тренирующихся в одном клубе. Вот, скажем, Константин Вавилов и Николай Пешехонов. Они начали заниматься бадминтоном еще в школьной секции. В паре играют вот уже 12-й год, выступая за днепропетровский
«Метеор», одиннадцать раз вместе выигрывали чемпионаты страны. Четырехкратные чемпионы страны в женском парном разряде Надежда Литвинчева и Алла Продан впервые вышли вместе на площадку в 1977 году, будучи студентками Днепропетровского инженерно-строительного института. Девушки добились высшего достижения среди наших бадминтонистов: на чемпионате Европы в Гренингене в 1980 году они вошли в четверку сильнейших пар континента.
Бывает и так, что дуэты, составленные из игроков разных клубов, тоже добиваются высоких результатов. Но при условии, что партнеры как бы дополняют друг друга. Напористая Вард Погосян из Еревана, объединившись вместе с более расчетливой и хладнокровной могилевской бадминтонисткой Светланой Белясовой, составили сильный дуэт. В 1981 году они выиграли чемпионат страны.
Большую плеяду высококлассных дуэтов выдвинула Малайзия. Это победители Уимблдона разных лет братья Чонг, Гуналан и Нг Бун Би и, наконец, сильнейший дуэт мира 1982 года братья Разиф и Джалан Си дек. Когда Панч Гуналан был в Москве, мы попросили его рассказать, как составляются пары.
— Кандидаты в дуэт проводят тренировочную игру с уже зарекомендовавшей себя с лучшей стороны парой. Оценивается, насколько новички смелы и инициативны, умеет ли один партнер подстраховывать другого. И, что самое важное, «совместимы» ли они, дополняют ли своими качествами друг друга. Потом лучшего из двух новичков оставляют на площадке, а с ним рядом ставится другой партнер, отобранный из другой пары. При новом варианте опять выбирается лучший, и вместе с ним ставят играть еще одного кандидата. Проведя такие своеобразные испытания 8—10 претендентов, можно окончательно определить, кто и с кем будет играть в паре. И еще одно непременное условие для того, чтобы попасть в дуэт — умение направлять короткую подачу, проводить смеш справа и подставку у сетки. Это, можно сказать, программа-минимум, с которой начинается парный игрок.
Разные позиции
Девиз пары — только атака, атака и ее завершение. Поэтому основной удар в играх дуэта — сильный смеш. Сам характер парной игры, ситуации, возникающие в ее ходе, как бы диктуют проведение смеша. Посмотрите, как атакуют чемпионы мира индонезийцы Чун Чун (он бьет смеш), Д. Вахьюди (фото 30).
Когда шла речь о тактике одиночной игры, мы советовали весьма осмотрительно относиться к проведению смеша, чтобы не потерять выгодную позицию.
А когда идет парная игра, такие опасения не имеют смысла. Ведь, завершая атакующие действия, один из бадминтонистов выходит вперед, перекрывая сетку, а напарник подстраховывает его.
Тактика мужских и женских парных игр примерно одинакова. Самое главное — взаимодействие партнеров на площадке, иначе говоря, та позиция, в которой они находятся по отношению друг к другу.
Рис. 37
Системы взаимодействия показаны на рис. 37. Это две главные позиции: A1 и B1 — «бок о бок», Аи Б или В и Г — так называемое передне-заднее расположение.
Вначале о системе «бок о бок». Каждый из бадминтонистов защищает одну из половин площадки. Все удары, направленные в правую половину, принимает игрок, который находится в позиции A1, в левую — игрок в позиции Б1. А если удар посередине? Тогда волан отбивает тот, кому удобнее защищаться бэкхэндом. Это чаще всего игрок в правом иоле. Ну, а если идет укороченный удар по центру сетки? Такой удар находящийся в левой половине поля игрок отражает открытой стороной ракетки. А если приходится встречать укороченный удар в правой половине поля, то делать это надо закрытой стороной.
Система «бок о бок» наиболее простая. Успех игры в основном, зависит даже не от взаимодействия дуэта, а от способностей каждого из бадминтонистов. Вы уже, наверное, подумали о том, что обороняться, стоя рядом друг с другом, весьма сподручно.
Теперь о так называемом переднезаднем взаимодействии. Один бадминтонист ведет игру у сетки (А и В), у второго (Б и Г) зона действия за спиной партнера и до задней линии. Бадминтонист, действующий впереди, курсирует у передней линии. Если этот игрок подает, то после подачи занимает такую же позицию.
Играть по такой системе — дело не простое. На долю бадминтониста, занимающего позицию позади, приходится гораздо больше усилий, да и диапазон действий более широкий. Поэтому он должен быть сильнее. Его партнер в основном опекает только сетку, и его задача — добить волан или заставить соперников поднять его вверх. Отсюда вывод: если силы партнеров неравноценны, лучше всего избрать именно такую систему взаимодействия. Ведь стоит этим бадминтонистам стать рядом, «бок о бок», как соперники станут интенсивно «обстреливать» слабейшего и добьются быстрого преимущества. Слабинка этой системы еще и в том, что обороняются фактически не двое, а один. Поэтому мастера бадминтона редко когда пользуются таким построением, разве что только в смешанных играх (бадминтонистка и бадминтонист).
А если выходить постоянно вперед не одному из партнеров, а каждому из них, в зависимости от ситуаций? Это сразу же усилит дуэт, да и нагрузка распределится равномернее. Но при условии, что оба бадминтониста равны но силам. Что и говорить, так играть в атаке гораздо выгоднее, а вот когда защищаешься, рациональнее система «бок о бок». Это уже будет комбинированная система, как бы составляющая сумму двух систем: «бок о бок» и «переднезадней».
Снова взгляните на рис. 37. Здесь показан переход от позиции А — Б в A1 — Б1 и наоборот (вперед может выходить, естественно, не только игрок A1, но и Б1 ). Когда атакуешь, нет смысла стоять «бок о бок». Лучше воспользоваться комбинированной системой. Скажем, вы стоите в позиции A1 и Б1 Если игрок, находящийся на правой стороне поля, двинулся к сетке, его партнер тотчас же смещается к задней линии. И наоборот. Причем такое смещение от партнера идет как бы по кругу. Но не удаляясь далеко друг от друга. Иначе образуется большая брешь между игроками, чем незамедлительно воспользуются соперники.
Представьте себе, что на площадке часовая стрелка. Длина этой воображаемой стрелки не более 2,5—3 м. Вы и ваш партнер на ее концах. Изменяя позиции, вы как бы поворачиваете эти стрелки по кругу. Вот так, образно говоря, выглядит комбинированная система взаимодействия.
Расскажем об упражнениях, которые помогут вам освоить системы взаимодействия.
Первое. Два дуэта занимают позиции А и Б, В и Д (рис. 37). А после короткой подачи выходит на позицию ближе к сетке. В принимает эту подачу, посылая волан вниз, и тоже выходит вперед. Б в центре. Он готов двигаться к волану. Д продвигается несколько вперед к середине площадки, готовясь, если соперники слабо ответят на действия его партнера В, нанести смеш или другой атакующий удар. А остается у сетки в случае, если В ответит ударом вниз Он начеку, Б играет на сетку В пы тается добить волан. Игра ведется до ошибки, затем к подаче приступает дуэт В и Г.
Второе Типичные позиции перед не-заднего взаимодействия. А подает короткую подачу и выходит к сетке.
В принимает ее и направляет волан вниз мимо А. А тоже идет вперед.
Б двигается к волану и отбивает наверх, на противоположную сторону. При этом занимает позицию Б1, а его партнер одновременно отходит назад в позицию А1. Игрок Д тоже отходит назад и занимает удобную позицию для нанесения смеша открытой стороной ракетки В остается впереди, готовый завершить атаку Г. Он контролирует зону сетки, его партнер Г —остальную часть площадки. В и Г атакуют, А и Б защищаются.
Итак, Б поднимает волан наверх. Г бьет смеш. Игра ведется до ошибки. Затем подает В, и упражнение повторяется.
Запомните! Если волан вверху на стороне соперников — немедленно становитесь бок о бок. Если же волан вверху на вашей стороне, тотчас занимайте позицию один впереди — другой сзади. Изменение позиций и есть комбинированная система взаимодействия дуэта.
Хорошие дуэты, как правило, стремятся постоянно атаковать. Даже в явно невыгодных ситуациях. Когда, казалось бы, впору только обороняться. Они идут вперед для перехвата волана. Так играют лучшие в мире дуэты — индонезийцы Чун Чун и Джоханес Вахьюди, чемпионы мира 1980 года Хартоно и Харьянто, малайзийцы братья Сидек, чемпионы Европы 1982 года шведы Томас Кильстрем и Стефан Карлссон.
Чтобы почувствовать, когда обороняться, а когда наступать, давайте более четко представим особенности защиты и атаки в парных играх. Если соперники принимают волан выше сетки, хотя бы на 5 см, значит, для вас это явно защитная ситуация. Если же они принимают волан ниже уровня сетки, значит, надо атаковать. Некоторые считают занимать защитную позицию необходимо лишь в том случае, если соперник бьет смеш, а выходить к сетке, когда партнер играет вниз. Это не всегда так. Мгновенно оценить ситуацию и принять решение — вот главная задача при взаимодействии в паре.
Тактический замысел в парных играх тесно увязывается с перемещением партнеров. Вот одно из полезных упражнений, которое поможет этому научиться. Ваш дуэт принимает защитную позицию. Задача— начать движение в любую сторону, перемещаясь по всей площадке. Партнер, мгновенно реагируя на эти действия, стремится уйти в сторону, вперед или назад, сохраняя при этом расстояние между собой и вами неизменным. Эти маневры совершаются без волана, с имитацией ударов.
Атака стрелой
Парная игра более темповая, чем одиночная. Участники дуэта должны научиться играть быстро. Лишь при выполнении ударов сверху с задней линии (и то далеко не всегда) есть время для широкого замаха и тщательной подготовки к удару. Когда же отбиваешь волан в середине площадки, а тем более в передней ее части у сетки, даже думать не приходится о каких-либо подготовительных действиях. Парная игра чаще всего ведется ударами, направленными либо вниз, либо прямо в соперника. Именно такие удары поддерживают высокий темп игры.
Действия у сетки, когда играешь в паре, тоже имеют свои особенности. В одиночной игре, хотя вы и стремитесь отбить волан в высокой точке, характер игры часто вынуждает отбивать волан внизу. В парной игре такие действия исключены. Если соперники достаточно опытны, то стоит вам принять волан внизу, как это тут же обернется против вас.
Успешные действия у сетки в парной игре во многом зависят от быстроты работы кисти. Поэтому полезно научиться видоизменять хватку ракетки, сделать то, что бадминтонисты называют корректировкой хватки. Она заключается в том, что рука бадминтониста держит ракетку не за конец, а несколько ближе (на 3—4 см) к стержню. Благодаря этому уменьшается рычаг, значит, можно быстрее работать кистью.
Существенное значение имеет и то, что в парной игре поле подачи меньше, чем в одиночной, поэтому, отражая подачу, можно находиться ближе к передней линии. Это, разумеется, заставляет всячески совершенствовать короткую подачу: волан должен пролетать как можно ниже над сеткой и так, чтобы наивысшая точка траектории полета волана находилась на вашей стороне. Вот тогда-то волан пролетит над сеткой на минимальном расстоянии и забить такую короткую подачу не так-то просто.
В парных играх не обойтись без так называемой «атаки стрелой». Это быстрый выход в ответ на короткую подачу. Цель — забить волан вниз (рис. 38, кадры 1—2, короткая подача; 2—3 — атака стрелой).
Рис. 38
Атака стрелой, или, как ее называют по-фехтовальному, «флеш-атака»,— основное средство приема подачи в парных играх. Благодаря таким действиям волан сразу направляется вниз, а значит, вы наступаете.
Фото 31
Как выполнить атаку стрелой? Станьте боком к сетке в полуметре от передней линии и довольно широко расставьте ноги. Ракетку приподнимите так, чтобы ее головка находилась чуть выше уровня сетки, а струн» ная поверхность — параллельно ей, как это делают (фото 31) чемпионки мира англичанки Джейн Вебстер (она на переднем плане) и Нора Перри. Это позволит не тратить времени на то, чтобы поднять ракетку. Определив, что соперник подал короткую подачу, сделайте толчком левой ноги быстрый выпад в направлении волана. Чем ближе к сетке вы достанете волан, тем лучше.
Для успешной атаки стрелой важна не только удачная позиция бадминтониста, но и его душевный настрой. Стремясь провести мощный флеш, не забывайте, что соперник может воспользоваться не только короткой подачей. Остерегайтесь ринуться в атаку раньше времени, не угадав намерений соперника. Сохраняйте душевное равновесие! Этому можно поучиться у Николая Пешехонова, блестящего мастера атаки стрелой. Вот он стоит спокойно, непринужденно и даже несколько расслабленно. Как будто и не собирается переходить в решительную атаку. Соперник направил короткую подачу. Пешехонов мгновенно преображается. Отличная реакция позволяет ему стремительно ринуться на волан и быстро послать его вниз.
Теперь давайте поупражняемся в проведении атаки стрелой. Сперва после подачи спарринг-партнера легким выпадом отражайте волан не сильно, в различные направления. Не менее 50 раз. Затем по заранее намеченному плану отбивайте попеременно короткую подачу атакой стрелой, а прострельную — смешем. И тоже не менее 50 раз. Затем усложните упражнение. Партнер подает любую подачу, а вы должны обязательно предпринять ответную атаку. Если удалось сделать это 40 раз из 50, можно считать, что дело идет. На каждом занятии продолжайте шлифовку этого эффективнейшого контр-
Выбор подачи
Основная подача в парных играх, как вы уже знаете, короткая: волан быстро опускается вниз. Значит, если вы направляете такую подачу, позиция у вас атакующая. Наиболее выгодная расстановка при атаке — переднезадняя. При комбинированной системе взаимодействия тот, кто подает, всегда занимает позицию ближе к сетке, как заняли прославленные малайзийские игроки Нг Бун Ви (он спереди) и Панч Гуналан на фото 32.
Фото 32
Па каком расстоянии от передней линии лучше всего находиться при подаче? Чтобы найти наиболее подходящую позицию, советуем провести такой маленький эксперимент. Сначала станьте у самой передней линии и выполните 10 коротких подач. Посмотрите, удобно ли вам подавать, не сковывает ли небольшое расстояние от сетки. Потом подавайте в 20 см от передней линии — направьте отсюда 10 подач. Затем последовательно отодвиньтесь на 40, 60, 80 см и, наконец, на 1 метр от передней линии. Подавая с разного расстояния, вы постепенно найдете удобную для вас исходную позицию. Ведь многое зависит от роста, быстроты реакции и, конечно, индивидуальных особенностей техники. Чемпион Европы в парном разряде Томас Кильстрем подает почти у самой передней линии, английский же мастер парной игры Майк Треджет почти в метре от нее. атакующего удара. Но самое главИ тот, и другой бьют по волану отное — опробовать атаку стрелой непосредственно на соревнованиях. Этот серьезный экзамен вы выдержите, если как следует потрудитесь на тренировках.
Шестикратный победитель Уимблдона в парных играх индонезийский бадминтонист Чун Чун советует:
«Атакуйте стрелой в парных играх в ответ на любую подачу. Намереваясь сделать это, будьте готовы прежде всего отразить неожиданную прострельную подачу. Для этого научитесь быстро отпрыгивать назад и бить в прыжке. крытой стороной ракетки. Подавая закрытой стороной, бадминтонист, как правило, приближается вплотную к передней линии, рядом с линией центральной. А где стоит партнер? На расстоянии 1,2—1,5 м сзади от подающего, почти по центральной ЛИНИИ, ЛИЦОМ к сетке. Если подача в правое поле, то сзади стоящий игрок слегка смещается к левой боковой линии. Если в левое поле, то к правой. Для лучшего отражения ответных ударов по линии. Ракетку держите слегка приподнятой. Ноги расставлены на уровне плеч. Легкий наклон вперед. Этот бадминтонист должен быть готов как можно выше отразить ответ соперника на подачу.
Куда подавать? Обратимся к рис. 39. На поле соперника отмечены точки подачи: 1, 2, 7, 8 — короткие подачи; 3, 4, 5, 6 — прострельные или плоские. Очень высокую подачу, когда играют дуэты, подают редко. Потому что это означает отказ от атакующих действий. Как видите, направление — четыре угла.
Короткую подачу направляют ближе к центру (1) и в парный коридор (2). И в том и другом случае для выполнения низкой подачи лучше как бы целиться в верхнюю кромку сетки.
Подача по центру с точки зрения дальнейших действий в защите весьма надежна. Такая подача уменьшает вероятность ответа соперника в левый и правый дальние углы. Волан, направленный в эти углы, несложно перехватить. Но есть у подачи по центру и свои минусы. Прежде всего, она создает для соперника хорошие воз можности атаки стрелой. Ведь волан летит прямо на него! Но если вы на учились уверенно подавать по центру так, что волан летит низко над сеткой, риск не так уж велик. В противном случае направляйте подачу в коридор (2). Этим самым вы заставите соперника, принимающего подачу, сместиться в сторону, откуда атакой стрелой нападать не так-то просто. Выйти быстро на волан вбок от центральной линии можно не успеть.
Лучше всего, разумеется, изменять направление коротких подач. Очень остроумно это делают малайзийские бадминтонисты братья Сидек. Они избегают стандарта, их подачи в самых разнообразных направлениях.
Направление коротких подач в левое поле аналогично направлению в правое. Но в точку 7, в коридор, подавайте осторожно. Ведь соперник, принимая подачу, стоит в этом случае, как и в одиночной игре, не у самой центральной линии, а ближе к коридору, защищая свой левый дальний угол. Точки 1, 2 и 8 — основные для коротких подач. В точку 7 подают реже.
Рис. 39
Бадминтонисты говорят: «Подача в дуэте — полдела». Надо прежде все го научиться подавать точные и низ кие короткие подачи. Если этот удар отрабатываете без партнера, приспособьте на высоте 20 см от верхней кромки сетки тесьму, по всей длине сетки. Постарайтесь выполнить не ме нее 50 подач за одну тренировку. Да так, чтобы волан пролетал в промежутке между сеткой и тесьмой. Затем зазор между сеткой и тесьмой уменьшите до 15 см. Если волан будет пролетать в зазор 10 см — то это уже высший класс.
Когда короткая подача отрабатывается с партнером, он обязательно должен атаковать стрелой. Добейтесь того, чтобы из 50 коротких подач ваш партнер сумел забить вниз не более 5. Тогда считайте, что полдела вы уже сделали.
Говорит чемпион Европы Дерек Тэлбот:
— Если соперник ждет подачу у самой передней линии, а не в 60—90 см от нее, то всем своим видом покажите, что подаете «коротко», а в последний момент быстрым движением кисти «поднимите» волан и пошлите прострельную подачу.
Если в одиночных играх прострельная подача, как вы помните, своего рода сюрприз, то в парных, наряду с короткой — наиболее часто, применяемый первый удар. А длину прострельной подачи в парных играх нужно чувствовать тоньше, чем в одиночных: ведь поле подачи здесь сокращено на 0,76 м. Посылать надо расчетом, чтобы соперник не ожидал подачу, рванулся вперед, а волан — у него за спиной.
Прострельную подачу надо направлять во все четыре угла: 3, 4, 5, 6. Опытные мастера чаще нацелива ются в дальние углы (3 и 6): тогда полет волана дольше, меньше риска допустить ошибку.
Плоская подача в парных играх применяется менее часто, нежели прострельная. Назначение плоской — заставить соперника принять волан в неудобном положении и подальше от сетки. Из левого поля плоская иода ча применяется довольно редко. При подаче же из правого ноля во пан направляется, как правило, под левую руку, то есть в точку 4.
Особый эффект производит умелое применение плоских и прострельных подач в игре женских пар. В финале Уимблдоне кого турнира 1982 года бадминтонистки КНР Ли Винги Ди Хи буквально издергали своих соперниц индонезиек Веравати и Ивана такими подачами. Вынужденные все время атаковать, спортсменки из Индонезии уже к концу первой партии изрядно выдохлись. Отдав же инициативу, они не смогли уберечься от стремительных атак китайских бадминтонисток
Итак, вывод: наряду с основной в парной игре короткой подачей добрую службу дуэту бадминтонистов могут сослужить и сюрпризные подачи. Особенно в напряженных игровых ситуациях, когда такие подачи могут создать решительный перелом в игре.
Комментарии
Оставить комментарий