Оружие победы
Откуда брать энергию и как сделать петлю
Продолжим наше освоение техники бадминтона. Мы уже узнали о том, что собой представляет площадка для игры, познакомились с различными ракетками и воланами, кодексом бадминтона, подачей, структурой основных ударов и многим другим
Теперь подробнее о наиболее распространенных в игре ударах — ударах сверху открытой стороной ракетки.
Какова подача соперника, таков и твой удар. В этих словах заложен глубокий смысл. И действительно, характер подачи во многом предопределяет дальнейший ход игры. Вот бадминтонист направил на площадку высоко-далекую подачу (взгляните еще раз на рис. 7). Естественно, что волан, летящий высоко, выгоднее всего ударить сверху. Высоко-далекая подача довольно часто применяется в одиночных играх. Если, скажем, соперник 100 раз подал высокую подачу, значит, и вы столько же раз должны провести удар сверху
Но волан взмывает вверх не только при высокой подаче, а и при других ударах. Поэтому стремитесь мастерски овладеть ударами сверху. Эти удары, если они хорошо поставлены,— залог успешной атаки.
Рассказывая об ударах сверху, прежде всего надо обратить внимание на смеш. Смеш в переводе с английского «разбить», «разгромить». И не случайно этот термин принят и в теннисе, и в бадминтоне. Бадминтон — это прежде всего атака, а венец атаки — мощный, разрушительный смеш.
Когда бадминтонист проводит такой сильный гасящий удар сверху открытой стороной ракетки, волан зачастую летит с огромной скоростью. Смеш закрытой стороной ракетки — тоже грозное оружие. Но такой удар бадминтонисты проводят не так уж часто, хотя во многих игровых ситуациях смеш слева и незаменим. Научиться мастерски выполнять смеш и справа и слева — значит приобрести верных союзников в игре.
Если рассмотреть удар сверху открытой стороной ракетки и проанализировать три его варианта — смеш, высоко-далекий и удар на сетку, то мы убедимся, что подготовительные движения у них совпадают. Да оно и понятно. Во всех трех вариантах удар проводится сверху, и лишь концовка каждого удара приобретает другую окраску.
Поскольку смеш — самый опасный удар, надо играть так, чтобы соперник постоянно опасался, что вы в любую секунду можете провести такую сокрушительную атаку. Практически это означает, что, проводя любой удар сверху, вы должны все свои подготовительные действия строить с таким расчетом, будто бьете смеш. Если удар, который вы произвели, и не окажется смешем, все равно он получит как бы дополнительный, психологический заряд и, что не менее важно, будет скрыт от соперника.
Чтобы вникнуть в механизм ударов сверху открытой стороной ракетки, давайте расчленим движение при ударе на составные части. Вот, создав иллюзию смеша, вы задумали направить волан в тыл сопернику по высокой траектории. Для этого удар должен быть довольно внушительным. Сами понимаете, легкий перьевой мяч заставить пролететь почти 14 метров не так-то просто. Что же поможет добить волан до задней линии поля соперника? Давайте сравним удар сверху с броском камня в реку. Согласитесь, что камень далеко не полетит, если вы как следует не замахнетесь. Так и волан. Чтобы сообщить волану необходимую кинетическую энергию, ракетка должна двигаться на высокой скорости. Такую скорость обеспечит замах. Потенциальная энергия, накопленная в ходе замаха, воплотится в кинетическую, которая и найдет отражение в движении волана. Когда вы замахиваетесь, плечо, вокруг которого совершает движение рука с ракеткой, становится своего рода центром круга. По его окружности и движется головка ракетки. В свою очередь, плечо, неподвижное относительно руки с ракеткой, само, что очень важно, движется по дуге. Дуга образуется при отведении плеча назад-вправо, а затем при выведении вперед для удара.
Итак, важнейшая составная часть удара сверху — полноценный замах. Но если при замахе стоять на месте, неминуемо потеряешь равновесие. Поэтому, отводя плечо назад, замахиваясь, нужно одновременно, как говорят, раскрыться, стать боком к сетке. Это весьма важная деталь. Разворачивая плечи, вы расправляете грудную клетку. Есть возможность вдохнуть полной грудью и хотя бы частично восстановить дыхание, нарушенное в ходе стремительного розыгрыша очка. А розыгрыш бывает долгим. И отражать волан придется не только ударами сверху, но и снизу, когда грудная клетка сжата и глубоко вздохнуть затруднительно: Вот поэтому, двигаясь по площадке, нужно использовать малейшую возможность для восстановления дыхания. Чтобы с новыми силами ринуться в бой. Если у бадминтониста хорошо отточенная, предельно рациональная техника, то и дыхание у него в самые напряженные моменты игры более ритмично и глубоко. Умело выполненный разворот плеч, поворот туловища влияет не только на качество удара, но и на самочувствие игрока. Об этом дополнительном «глотке кислорода» всегда помнят настоящие мастера, и такая вот, казалось бы, не очень заметная деталь дает им преимущество перед менее искушенными соперниками.
Теперь о следующей составной части удара — положении и движении ракетки Когда игрок в исходной позиции готовится к ответному удару, в том числе и удару сверху, ему не следует сильно опускать ракетку вниз. Мы уже рассказывали, как держать ракетку,— она слегка приподнята. Это дает заметные преимущества. Удар сверху при таком положении ракетки будет проведен быстрее. Ведь при замахе несколько приподнятой ракеткой она пройдет меньший путь, нежели когда опущена вниз. Но такое положение ракетки при начале удара сверху характерно не для всех бадминтонистов. То, что хорошо одному, не очень-то сподручно другому. Техника различных игроков во многом индивидуальна. Держат ракетку приподнятой обычно игроки, отличающиеся сильной кистью. Например, датчане Флемминг Дельфс, Питер Ниерхоф, англичанин Рэй Стивене, швед Стюре Юнссон, советские мастера Константин Вавилов и Виктор Швачко. А вот, скажем, знаменитый индонезийский бадминтонист Руди Хартоно то и дело между ударами опускает ракетку. Так же играл выдающийся датский игрок Эрланд Копе. И это не помешало им завоевать самые высокие награды в мировом бадминтоне
Из исходного положения ракетка при замахе и развороте плеч отводится назад-вверх. И весьма важно, чтобы она могла двигаться с высокой скоростью. В прошлом один из сильнейших игроков Европы западногерманский спортсмен Вольфган Бохов, мастер мощного смеша, в беседе с нашими игроками и тренерами в Москве сказал, что при замахе ракетка должна как
ФОТО 16 можно меньше встречать сопротивление воздуха. Тогда получится быстрый и сильный удар. Зачастую игроки, делая замах, отводят ракетку как бы плашмя, то есть струнной поверхностью, обращенной к лицу. Это неправильно. Лучше отводить ее торцом — тогда ракетка будет как бы «разрезать» воздух, его сопротивление уменьшится и скорость выполнения удара, а значит и сила, возрастет.
Запомните! При замахе ракетка должна быть повернута к вам торцом, а не струнной поверхностью. Следующий важный момент в механизме этого удара — петлеобразное движение ракетки. После отведения назад ракетка не сразу устремляется навстречу волану. Для еще более высокой скорости, так называемого «хлеста», она сначала падает как бы под собственной тяжестью за спину, а затем, наращивая скорость, выносится вверх. При этом головка ракетки описывает фигуру, подобную петле. Такая петля образуется при любом ударе сверху. Глубина петли при выполнении удара у отдельных игроков различна. Это зависит от того, насколько сильно согнута в локте рука. Если рука в локте при замахе согнута незначительно, то есть петли практически нет, не хватит энергии для выполнения сильного и хлесткого удара. Скорость полета волана окажется невысокой. Если очень сильно согнуть руку (петля получится глубокая), то большая часть накопленной энергии пойдет не на удар, а на то, чтобы «выйти» из такой глубокой петли. В результате качество удара снизится.
Так где же лежит «золотая середина»? Практика показывает, что сгибать руку при замахе лучше всего примерно под прямым углом. Тогда вся накопленная в ходе замаха энергия воплотится в удар по волану и перьевой мяч можно послать с максимальной скоростью.
Вы уже знаете, что без замаха при ударе сверху не обойтись. Но замах должен быть таков, чтобы не только накопить достаточную энергию, но и обеспечить точный удар. Постарайтесь, чтобы при замахе головка ракетки проходила недалеко от лица, как это делает индонезиец Л. С. Кинг (фото 16). Как говорят бадминтонисты, удар в таком случае не будет «размазан», можно точнее прицелиться по волану. Еще один важный штрих. Замах должен идти с нарастающей скоростью. Тогда точность соприкосновения ракетки с воланом, а значит, и точность удара значительно возрастут.
Запомните! Замах с нарастающей скоростью способствует точности и скрытности удара.
Но это еще не все. Преимущество такого способа замаха в том, что, постепенно наращивая скорость движения ракетки, вы сможете непосредственно перед ударом сделать небольшую паузу. Получится так называемый удар с задержкой, благодаря которой можно скрыть его характер. Удары с задержкой открывают широкую возможность для неожиданных тактических решений, варьирования темпом игры.
Точка удара
Вы уже усвоили, что для полноценного удара нужен замах, и проследили, как во время замаха движется ракетка. Теперь еще об одной существенной части удара — положении самого игрока и точке удара. Вскользь мы уже обращали ваше внимание на это, но сейчас подробнее.
Готовясь отразить вверху волан, бадминтонист делает шаг назад таким образом, чтобы затем ударить по волану в наиболее высокой точке, над головой или слегка впереди себя. Приняв положение боком к сет ке, игрок опирается на правую ногу (некоторые, например JI. С. Кинг, П. Падаконе, П. Гуналан, даже чуть сгибают ее). В этом положении ноги расставлены несколько больше ширины плеч, плечи широко развернуты, отведенная назад рука с ракеткой согнута в локте. Такая позиция игрока — исходный момент для об ратного поворота плеч, выпрямления руки, то есть удара по волану.
Запомните! Начиная удар сверхусправа, надо опираться на правую ногу.
Удар в бадминтоне — своего рода взрыв (а смеш — это, говоря образно, удар в квадрате), мгновение, мобилизация всех сил. Выполнение удара можно сравнить, скажем, с прыжком в высоту. Разбег с нарастающей скоростью (вспомните замах тоже выполняется с нарастающей быстротой), стремительность и. наконец, апофеоз — сам прыжок (в бадминтоне — удар по волану). Конечно, скоростному контролю удар в бадминтоне менее подвластен, чем прыжок легкоатлета. Удар бадминтониста длится всего 1—2 секунды. Но принцип его выполнения сродни такому прыжку над планкой. Давайте проследим, как это все получается. Вот игрок подается вперед, головка ракетки падает вниз и совершает одновременно с обратным поворотом плеч уже известное вам петлеобразное движение. Затем — выпрямление руки и «мгновенный взрыв»: бадминтонист бьет по вола ну и для еще большей мощи как бы наваливается всем телом на него. Вот тут-то оказывается крайне суще ственным, в какой точке происходит разрядка накопленной энергии через кисть.
Запомните! Поворот кисти должен произойти, когда рука будет выпрямлена. Не раньше и не позже И выпрямить руку нужно таким обра зом, чтобы ударить по волану как можно выше.
Обратите внимание на треугольник, образованный расстоянием до воображаемой точки приземления волана и линией удара (рис 14). Чем выше вы будете бить по волану, тем круче смеш, а значит, и значительнее площадь обстрела. Чем ниже
Рис. 14 точка удара, тем более плоским будет полет волана, тем зона обстрела меньше и сопернику легче отразить атаку. Многое, разумеется, зависит от спортсмена и его прыгучести. Сильнейшие бадминтонисты, отличающиеся завидным ростом, еще добавляют «высоту» удара, выполняя смеш в прыжке. Выдающийся бадминтонист датчанин Свен При, отличавшийся великолепной прыгучестью, взмывал вверх при каждом ударе. Такие сильные игроки, как англичане Кевин Джолли, Стив Вэдли, из 10 смешей половину выполняют в прыжке.
Но особенно часто проводят смеш в прыжке азиатские бадминтонисты.
— Если раньше мощно били в прыжке,— рассказывает неоднократная чемпионка мира Лене Кеппен,— в основном представители сильного пола, то теперь этот прием успешно освоили и бадминтонистки. Победительница Уимблдона-82 китаянка Чанг Айлинг, с которой мне довелось встречаться, как бы давит на соперницу атаками. Волан наверху — и тут же Чанг прыгает вверх, чтобы побыстрее атаковать, не дать сопернице передохнуть Конечно, такой способ атаки требует отменной физической подготовленности. Ну что ж, тот, кто хочет не только сегодня, но и завтра быть первым, должен быть готовым к большим физическим нагрузкам.
В последнее время смеш в прыжке успешно применяют и наши ведущие игроки, такие, как Анатолий Скрипко, Олег Окунев, Вардитер Погосян, Татьяна Литвиненко.
Но не опережайте события. Осваивая удар сверху-справа, не спешите выпрыгивать при ударе. К такому непростому техническому приему надо терпеливо готовиться. Сначала научитесь координировать свои движения и выполнять удар, не отрываясь высоко от пола. Тренируйте свой глазомер. Стремитесь безошибочно определять точку удара. Где она? Справа или слева от туловища. Старайтесь так подойти к волану, чтобы эта точка была не только как можно выше, но и приходилась по центру. Если, скажем, вы ударите по волану не по центру, а справа от головы, то опять-таки смеш получится менее крутой. И чем правее выполнен удар, тем меньше он будет похож на настоящий смеш. Скорее, это уже обыкновенный плоский удар.
Если точка удара находится перед глазами на воображаемой верти кальной оси, проходящей как бы посередине тела спортсмена, то есть по центру, то можно быть уверенным, что удар получится полноценным. Если же точка удара сместится влево, это тоже неплохо, так как вложиться в удар с полной силой, навалившись туловищем, и тут не составит труда.
Лучшие мастера всегда стремятся ударить по волану «по центру» или же чуть левее, «из-за головы». Например, Анатолий Скрипко, Виктор Швачко, Алла Продан, Сергей Корсунский. Так создается выгодная атакующая позиция при любом ударе сверху. Если волан оказывается правее, умелые игроки успевают настолько быстро подойти «под него», что практически бьют по центру, впереди себя.
Непревзойденным мастером ударов сверху вошел в историю бадминтона многократный чемпион мира Руди Хартоно. Вот что рассказывает о нем победитель Уимблдона-81 индиец Пракаш Падаконе:
— Я многому научился у Хартоно. Его манера игры оказала на меня огромное влияние. Особенно меня восхищало, как тонко, безошибочно и, я бы сказал, элегантно Руди проводил смеш. В самых, казалось бы, неудобных ситуациях он умел «найти» наиболее удобную для нанесения удара позицию. Хартоно не только выходил вперед на волан, но и быстро, если была на то необходимость, смещался вправо, чтобы волан оказался впереди, над головой. Так же своевременно Руди смещался и влево, чтобы не очень сильно изгибаться при ударе и не потерять равновесие.
Итак, запомните! Выполнять удар по волану сверху-справа нужно «по центру» или левее себя.
Сопровождая полет волана
При сильном ударе, смеше накопленная энергия передается волану почти мгновенно. За счет быстрого контакта ракетки с воланом. Если вы проводите высоко-далекий удар на заднюю линию, время контакта несколько больше, особенно при ударах с задержкой. А когда волан направляется в район сетки, совместное движение ракетки и волана еще больше увеличивается. Это различие связано с разной степенью быстроты поворота кисти при смеше, высокодалеком и укороченном ударах. Но вот действия бадминтониста при завершении любого из этих трех ударов должны быть в основном идентичны. После отрыва волана от ракетки бадминтонист не должен резко останавливать движение своего тела и замирать. Напротив, нужно как бы тянуться вслед за воланом, показывая ракеткой, в какое место площадки направлен удар, а затем по инерции опускать ракетку. Такое сопровождение волана — признак высокой техники. Но нельзя забывать, что продолжая движение тела вслед за воланом, рискуешь потерять равновесие. Чтобы этого не случилось, удар заканчивается перенесением центра тяжести вперед, на правую ногу.
Запомните! Окончание удара сверху-справа должно способствовать быстрому возвращению в центр площадки.
Теперь, усвоив составные части удара сверху, последовательно объединим их вместе, для чего обратимся к кинограмме игры Панча Гуналана (рис. 15), отличавшегося техникой самого высокого класса. Определив, что ответный удар соперника направлен высоко, спортсмен начинает отходить назад (кадр 1) и внимательно следит за полетом волана, он готовится к удару (2). Занимает положение левым боком к сетке, левая рука для лучшей координации поднята вверх, ноги слегка согнуты. Широкий замах (3). Правое плечо отведено назад и немного вниз, ракетка приподнята. Готовясь выполнить удар, бадминтонист как бы вытягивается вверх, слегка прогнувшись.
Давайте заострим внимание на этом положении бадминтониста. Собственно, с него начинается поворот туловища в направлении удара по волану. Обратите внимание (3): в плечах спортсмен развернут больше, чем в талии, что способствует более энергичному выносу ракетки к волану. Отталкиваясь правой ногой (4), бадминтонист одновременно выходит на удар. Центр тяжести переносится вперед, правое плечо тоже
Рис. 15 3 4-29С 65
Рис. 16
уходит вперед, увлекая за собой согнутую в локте руку с ракеткой. При обратном развороте плеч ракетка как бы падает за спину, совершая своего рода петлю. Движения бадминтониста в меру расслабленны. Никакого излишнего напряжения. Удар (5)! Спортсмен устремляется вперед и, чтобы не потерять равновесия, делает шаг правой ногой. В момент удара игрок обращен лицом к сетке. Он бьет по волану впереди себя. Вот сейчас-то и включается в работу кисть. Удар завершен (6), ракетка по инерции двигается вниз, как бы поперек туловища, к левой ноге. Сам бадминтонист продолжает следить за полетом волана. Концовка удара совпадает с началом движения вперед, к центру площадки. Мы уже вели речь о том, что техника отдельных бадминтонистов отличается индивидуальными особенностями.
Любители бадминтона хорошо помнят московского армейца мастера спорта Юрия Климова. Цепкого, подвижного и, что особенно важно, удивительно гибкого. Юрия даже в шутку называли «гуттаперчевым мальчиком». В трудных положениях, когда другие бадминтонисты едва успевали провести слабый удар слева, Климов умудрялся посылать сопернику грозный смеш открытой стороной ракетки.
Коронным ударом Климова был смеш из-за головы, который бадминтонист выполнял из левого дальнего угла площадки.
Посмотрите на рис. 16, и вы увидите, как Климов проводил этот удар. Техника бадминтониста при естественном для большого мастера своеобразии, оригинальности соответствует всем требованиям выполнения этого технического приема.
Что сразу бросается в глаза? Широкий замах для удара, динамичность всех движений. Вот спортсмен обращен к сетке боком, взляд направлен на волан. Бадминтонист переносит тяжесть тела на правую ногу (1). В этом положении начинается замах, левая рука направлена к волану. Рука с ракеткой согнута в локте. На кадрах 2 и 3 видна индивидуальная манера Климова. Игрок сильно прогибается в спине и таким образом использует дополнительную энергию, которую дает этот прогиб. Кроме того, такая завидная гибкость позволяет активно атаковать даже в том случае, если волан находится слева и не очень высоко. Мы видим, что рука с ракеткой согнута в локте примерно под прямом углом (2). В этот момент спортсмен касается пола одной ногой. Да это и понятно. Трудно, так сильно прогнувшись, удержаться на ногах.
На кадре 3 видно, что ракетка словно под собственной тяжестью упала за спину, вниз. Любопытна еще одна особенность климовского почерка». Спортсмен слегка подпрыгивает, отталкиваясь правой ногой (3). Удар в прыжке — значит, больше динамики, больше силы вкладывается в атаку.
Удар проведен, и волан отлетел от струнной поверхности ракетку (4). Обратите внимание: рука с ракеткой выпрямлена, а это значит, что, завершающий кистевой хлест будет достаточно мощным. Игрок бьет впереди себя, затем делает широкий шаг правой ногой вперед, чтобы удержать равновесие. И вот, наконец, завершение удара (5). Рука с ракеткой опускается вниз поперек туловища, к левой ноге, что является признаком законченности движения. Левую ногу игрок для мягкости приземления слегка сгибает. Правая нога «шагает» вперед.
Характер срезки
Не трудно сделать вывод, что при ударах сверху, о которых мы рассказали, ракетка встречает волан под прямым углом, А можно ли атакуя сверху, выполнять так называемые резаные удары? Это как бы более быстрые укороченные удары к боковым линиям, в среднюю зону площадки. Волан летит с довольно высокой скоростью и довольно круто падает вниз, примерно в 2—3 м от сетки. Такой удар нередко еще называют полусмешем. Он отличается скрытностью, неожиданностью и зачастую приводит к успеху.
Расскажем об этом чрезвычайно полезном ударе подробнее.Резаный полусмеш открытой стороной ракетки — основной атакующий Удар сверху в арсенале таких выдающихся бадминтонистов как Руди Хартоно, Пракаш Падаконе, Хаи-Джан и других. Часто применяют его и наши бадминтонисты Татьяна Литвиненко, Светлана Белясова, Анатолий Скрипко, Олег Окунев, Андрей Калибердин.
Подготовительные движения при резаном ударе несколько отличаются от того, что делают при других ударах сверху. И прежде всего менее широким замахом. Еще более существенны различия при заключительных движениях кисти. Если, скажем, направляется удар в правую сторону, то струнная поверхность в ходе контакта с воланом как бы об волакивает его, двигаясь против часовой стрелки. Такая срезка волана происходит не мгновенно, ибо волан скользит поперек струнной поверхности. Если же следует удар с подрезкой в левую сторону, то в этом случае в контакте с воланом ракетка движется по часовой стрелке, а волан скользит по струнной поверхности в противоположном «правой» подрезке направлении.
Уже сам принцип выполнения удара с подрезкой гарантирует его скрытность. Пока волан скользит по ракетке, он как бы замаскирован для соперника, исчезает из его поля зрения. Значит, противник среагирует на этот удар несколько позднее. Тогда, когда волан уже пролетит часть своего пути. Внезапность, скрытность, быстрота — вот основные козыри резаного удара.
Теперь о работе ног при отходе назад для выполнения удара сверху открытой стороной ракгтки. Посмот рите на рис. 17, где ПП — исходная позиция. Перемещение начинается при развороте правым плечом к задней линии. Поэтому первый шаг — правой ногой (П, П1. Ширина этого шага примерно 60—70 см, чтобы сохранить устойчивость. Иначе не сумеете быстро двигаться. Следующий шаг — левой ногой (П, П2) мимо правой: своего рода скрестный шаг. И, наконец, последний, ударный шаг — правой ногой (П1, Пз). Этот шаг более широкий, чем предыдущие. Удар по волану выполняется в положении П2, Пз. Если двух шагов окажется недостаточно, чтобы занять ударную позицию П2, Пз, сделайте еще три-четыре шага. Вообще-то их количество зависит от роста бадминтониста. Но в любом случае мельчить не следует. Чересчур частые и мелкие шаги, так же как и чересчур широкие, могут затруднить выход на ударную позицию. Вы рискуете оказаться в таком положении, когда волан перелетит или недолетит до вас. В обоих случаях пострадает качество удара.
Чемпион Европы Тоомас Кильстрём советует:
— Двигайтесь назад-вправо невысокими, мягкими прыжками, как бы перебежкой — это и быстрее, и надежнее. Я зачастую атакую в прыжке. Поэтому такое перемещение подготавливает мой прыжок. Провожу удар в прыжке не с места (хотя так тоже выполняют смеш), а как бы предварительно разбежавшись. Не забывайте и о такой детали. Двигаясь назад, нельзя выпускать из поля зрения волан. Вы должны быть связаны с ним, что называется, одной веревочкой. Не позволяйте волану улететь далеко от вас, но и не подпускайте слишком близко. А для этого двигаться надо чуть быстрее приближающегося волана.
Как вернуться теперь в исходное положение? Взгляните еще раз на рис. 17. Сразу возникает мысль, что наиболее логично это сделать так (направление движения показано пунктирными линиями): правой ногой П3П1, левой — П2П и, наконец, снова правой — П:П.
Когда возвращаетесь в исходную позицию, то обязательно ноги должны быть слегка согнуты, тогда ваши движения будут мягки и пластичны. И, конечно, такое перемещение содействует дальнейшим активным действиям; в случае надобности вы имеете возможность быстро изменить в зависимости от характера удара соперника направление движения.
Теперь подведем некоторые итоги. Вы уже знаете, что сверху открытой стороной ракетки выполняются: смеш, высоко-далекий (волан летит по высокой траектории), атакующий высоко-далекий (волан летит на высоте 4—5 м) и укороченный. Удары эти различные, но подготовительные движения при этих четырех ударах одинаковые. Различие только во времени контакта волана с ракеткой, угле вылета его после удара и количестве вкладываемой в удар энергии.
Давайте вместе попробуем подготовиться к удару сверху. Примите исходную позицию. Возьмите ракетку удобной хваткой. Вы ощущаете рукоятку пальцами, особенно указательным и большим. Хорошо. Теперь слегка приподнимите ракетку. Держите ее свободно.
Повернитесь направо, сделав шаг назад правой ногой. Таким образом, вы оказались левым боком к сетке. Теперь опирайтесь на правую ногу. Ведь сюда переместился центр тяжести тела. Поворачиваясь, одновременно отведите руку с ракеткой назадвверх, пронося ракетку около лица. Правое плечо, вокруг которого вы совершаете поворот, должно отставать от руки с ракеткой. Не забудьте : расслабленная кисть также совершает поворот по дуге вверх-назад. Правильна ли ваша позиция перед ударом? Проверьте. Обязательно надо стоять левым боком к сетке. Вес перенесен на правую ногу. Ракетка отведена назад. Левая рука приподнята. Будьте внимательны! Не теряйте из виду волан. Вот он приближается. Начинайте своего рода «бросок» ракетки навстречу волану. Вес тела переносите вперед, руку вверху выпрямляйте. Поворот кисти — это завершение удара.
Наверное, не у всех все получилось гладко. Терпение! Попробуйте выполнять все движения при ударе сверху... без волана. Советуе м использовать для этого стенку. Положение кисти при непосредственном контакте с воланом и правильность движений ног сложно самому контролировать. Но если остановить себя в момент контакта ракетки со стенкой, можно увидеть все: и положение ног, и разворот ту-. ловища, и работу кисти. Представьте, что стенка — это волан, и... ударьте по ней. Конечно, не изо всех сил. Имитируйте удар и прижмите ракетку к стенке, в максимально высокой точке, так, чтобы ее головка прижалась плашмя. В таком положении вы сами или ваш партнер легче поправите все погрешности в технике.
Кстати сказать, такую имитацию ударов у стенки широко практикуют при обучении детей бадминтону в клубах Малайзии. Наши тренеры тоже попробовали такой метод и пришли к выводу, что коэффициент полезного действия в обучении технике ударов значительно возрастает.
Комментарии
Оставить комментарий