Перемещение по площадке

Аватар пользователя Alex Lapin

Как подойти к волану

Вы уже знаете: чтобы выиграть очко, надо направить волан в наиболее удаленное от соперника место площадки. Или забить смеш. Именно с таким расчетом будет действовать ваш соперник. Также будете действовать и вы. Чтобы успешно отразить удары из удаленных углов, и не только отразить, но и активно атаковать, необходимо научиться маневру. А попросту говоря, освоить способы перемещения. От умения передвигаться зависит вся игра бадминтониста: и точность удара, и сила этого удара, и осуществление хитроумных финтов, и надежность действий в защите, и, наконец, разнообразные тактические ходы.

Не сумели подойти к волану быстро и мягко — не бывать эффективному удару. Замешкались и вовремя не вернулись в центр площадки — значит, соперник опередит вас, инициатива в его руках. Перемещение бадминтониста по площадке должно быть свободным, легким, мягким и, мы бы даже сказали, элегантным. Вперед, назад, в стороны. Плавной перебежкой и неожиданными рывками В различном темпе С выбором выгодной позиции для игры. С ударом по волану энергично и в то же время без затраты попусту сил.

Движение бадминтониста по площадке начинается из двух начальных позиций при приеме подачи и из центра, куда он отходит после своей подачи. Позиция при приеме подачи такова: станьте полубоком к сетке, на расстоянии 1—1,3 м от передней линии. Когда принимаете подачу в правом поле, стойте у самой центральной линии. А когда в левом — ближе к левой боковой линии. Стойте свободно, без напряжения. Ракетку слегка поднимите вверх. Так же слегка приподнимите и левую руку — для лучшего баланса. Пятки ног незначительно оторваны от пола. Так удастся быстрее сорваться с места.

Вторая позиция, из которой первоначально стартует бадминтонист,— центр площадки. Игрок занимает это место после своей подачи. Как только вы подали (но не раньше), сделайте шаг вбок и сразу окажетесь в центре. После подачи из правого поля — шаг левой ногой, из левого — шаг правой ногой. Это и будет та исходная позиция, с которой вы уже познакомились в главе «Начинается игра».

Теперь о том, где находиться бадминтонисту во время игры в ожидании удара соперника. Как вы знаете, площадка для бадминтона — это прямоугольник (рис. 24). Значит, ее центр находится на пересечении двух диагоналей. Нетрудно рассчитать, что этот центр удален от сетки на расстояние 3,3 м, а от передней линии — на расстояние 1,3 м. Казалось бы, после подачи или любого другого удара следует возвращаться именно сюда. Что ж, такая позиция действительно удобна, поскольку все четыре угла находятся от игрока на imageодинаковом расстоянии, а значит, их можно надежней защищать. Поэтому возвращение в центр — осноьной закон движения бадминтониста.

Но, чтобы активизировать свою игру, сразу же захватить инициати ву, лучше занимать позицию не точно в геометрическом центре, а ближе к сетке, в метре или еще ближе от передней линии. Отсюда удобно отражать удары, направленные вниз, можно, так сказать, «поднять» свою игру, выше принимая волан. Но в такой сдвинутой к сетке позиции действовать непросто. Многое зависит от того, какого роста спортсмен, а главное от его мастерства, умения без труда доставать воланы с задней линии. Начинающим бадминтонистам на первых порах в такой позиции действовать неудобно, Геометрический центр вроде бы надежней. Но это только на первых порах. По мере роста мастерства старайтесь не уходить далеко назад, а наоборот — приближаться к сетке. Так скорее выработается атакующий стиль игры. Так что — ни шагу назад!

Пошел — вернись!

Когда идет игра с ее сложными перипетиями, не всегда удается вернуться в центр площадки. Порой, продвигаясь к центру, приходится круто менять свои намерения. Ведь соперник всегда стремится нарушить ваши планы. Поэтому следует особенно продуманно подойти к выimage

Фото 24 бору скорости движений. В зависимости от того, выходите вы на удар или возвращаетесь в центр. «Двигаться нужно всегда быстро, — говорит Руди Хартоно,— но без спешки. Причем в разных ситуациях нужна различная степень быстроты. Возвращаться в центр после удара с задней линии нужно как можно быстрое. А вот после удара у сетки — быстро и осмотрительно. Ведь игра у сетки всегда таит опасности. Резко отскочили — ждите подвоха: противник снова сыграл у сетки, и вы уже вынуждены не наступать, а обороняться».

Панч Гуналан, часто прибегающий к экзотическим сравнениям, любит говорить ученикам: «Ты — тигр. Крадешься за добычей. Добыча — волан. Почему крадешься? Потому что не знаешь, куда он убежит, и чтобы точнее рассчитать прыжок. Прыжок — это когда бьешь по волану. Мягкие шаги — когда возвращаешься в центр после удара».

То, о чем так образно говорит Гуналан, есть своего рода «рваный» ритм движения. Научиться так двигаться по площадке — значит приблизится к эталонам мастерства. Увидели, куда летит волан,— не мешкайте. Включайте, что называется, четвертую скорость. Если же движетесь к центру, то, говоря языком автомобилистов, надо придерживаться второй, третьей скорости. Чтобы в случае чего можно было изменить направление движения. Помня об афоризме «торопись медленно», не потеряешь ориентировку на площадке и равновесие. И это отнюдь не топтание на месте, это — разумное снижение скорости, это — стартовая готовность снова сделать рывок.

Но когда бываешь на турнирах, увы, убеждаешься, что не только начинающие бадминтонисты, но даже видавшие виды игроки уподобляют перемещение по площадке примитивному бегу и создают себе массу трудностей. Попросту говоря, дергаются в разные стороны и в последний момент, зачастую опаздывая, изменяют и направление движения. Представля ете, как это сложно, если вы бежите быстро, но не туда, куда требуется! Какая уж тут точность, здесь бы успеть хоть как-нибудь отбить волан! Есть в бадминтоне незыблемое правило, пошел — вернись! Звучит вроде бы не очень замысловато, но для успешной игры имеет глубокий смысл. Ведь легче всего, как мы говорили. противодействовать сопернику, находясь в центре площадки. Чтобы быстро «пойти» и быстро «вернуться», следует придерживаться рациональной техники. Наиболее разумное перемещение — это так называемый выпад. Посмотрите, как это делает чемпион КНР Хан Джан (фото 24). Широкий ударный шаг. Для устойчивости левая нога упирается как бы внутренней стороной стопы — так не рискуешь растянуть ахиллово сухожилие.

Давайте порассуждаем. Где должна находиться левая нога при выпаде? Наверное, многие ответят — в центре. Причем при любых перемещениях. Ведь стоит сделать выпад, всего лишь один выпад, и вы в любом из четырех углов поля И, пожалуйста, атакуйте. Конечно, это весьма заманчиво. Но одним шагом, как говорится, «поле не перейти». Поэтому чаще всего приходится делать дополнительные шаги, хотя и небольшие, но шаги. А потом уже выпад для удара.

Суть движения

Теперь давайте разберемся в механизме движения по площадке. Для этого станьте в середине поля. Поворачиваясь на левой ноге, правой очертите круг. В зоне этого круга вы имеете возможность, не уходя от центра левой ногой, выполнить любой удар. Но размеры площадки таковы, что одним шагом до ее углов не достать. Значит, сначала как бы полшага, а затем уже шаг. Возможно, и этого будет недостаточно. Скажем, когда вы двигаетесь назад, придется сделать таких два, три или четыре небольших шага.

При ходьбе мы чередуем шаг левой и правой ногами. Бегаем подобным же образом. Но бег — это не обыкновенные шаги, а скорее прыж кн. Такое же естественное, удобное перемещение низкими прыжками и есть суть движения бадминтониста До момента выпада или широкого последнего шага вы делаете неболь шие шаги. Как бы перебегаете А за тем, отталкиваясь, как правило, ле вой ногой, делаете выпад правой. Иногда, чтобы точнее рассчитать место остановки перед ударом, приходится как бы дополнительно под бирать ногу или делать приставной шаг. Особенно при движении вперед. Но все время двигаться по площадке приставными шагами не следует Рискуете потерять равновесие и сбиться с ритма движения.

Подбирать ногу приходится, например, при отходе назад к задней линии. И не только приставляя левую ногу к правой. Это своего рода подпрыгивание на левой ноге, небольшое смещение места, откуда вы стартуе те, помогает быстрее и удобнее повернуться и отвести ракетку. Но помните, что любое, пусть даже незна чительное перемещение должно быть легким и непринужденным. Присмо тритесь на турнирах к движениям мастеров бадминтона. Эти движения мягки и пластичны. И далее бесшумны, что также признак высокого класса.

Для овладения рациональной тех никой работы ног, умения быстро занимать удобную позицию для удара вам поможет такое упражнение. Соперники занимают центральные позиции по обе стороны сетки. Один игрок подает короткую подачу, а затем оба отбивают волан друг на друга, используя различной силы удары. Каждый бадминтонист имеет право сделать в любую сторону не более одного шага. Если, разумеется, это необходимо. Задача — вынудить соперника ошибиться. Удары, направленные далеко в сторону, не насчитываются. Чтобы играть точно, каж дый из выполняющих упражнение 4* 90 должен быстро приноровиться для удобного отражения волана. Тут не обойтись без быстрой реакции и гибкости. И, конечно, надо хорошо владеть своим телом. Счет ведется, как обычно, до 15 или 11 очков.

Изучим теперь передвижение в различных направлениях на практике. Сначала от одной боковой линии к другой. Станьте в центр. Сделайте выпад к правой боковой линии. К левой боковой линии, то есть поперек площадки, двигайтесь так: сначала уходите правой ногой, которая проходит сзади левой. Затем небольшой шаг левой в сторону и выпад влево правой ногой. На первых порах перемещение от одной боковой линии к другой выполняйте медленно. Проверьте, сколько шагов вам для этого потребуется. Потом движение по схеме: рывок в сторону и возвращение в центр.

Вы снова в центре площадки (взгляните на рис. 24). Сделайте выпад к сетке. Скажем, в точку 1. Коснитесь головкой ракетки кромки сетки. Вернитесь в центр. Теперь выпад в точку 6. Снова переместитесь в центр. Затем, как говорят гимнасты, выполните это упражнение «в связке» — 1-Ц-6, 6-Ц-1 и т. д. Следите за правильностью перемещений. Для начала это упражнение «в связке» сделайте... 50 раз. Ведь без многократных повторений вы не овладеете техникой перемещения и вообще не станете настоящим мастером. Потом изучите передвижения 2-Ц-5, 5-Ц-2, З-Ц-4, 4-Ц-З. Необходимо терпение. Движения надо шлифовать постепенно, кропотливо. На каждой тренировке. Помните, что без хорошей работы ног нет настоящего бадминтониста.

Освоив движение в среднем темпе, переходите к более быстрому. Двигайтесь вперед, вбок, назад не

image только шагами, но и молниеносными рывками. Так вы скорее научитесь действовать в высоком темпе. Если на площадке кто-то играет, вы може те двигаться по заданным точкам в любом свободном уголке зала, а если тренируетесь на воздухе, то возмож ностей еще больше.

Запомните! Очень важно научиться стартовать из исходной позиции быстро. Передвижения должны быть свободными и легкими. Заканчивайте движение выпадом таким образом, чтобы удар был естественным продол жением движения. Во время передвижений не теряйте волан из виду. После удара возвращайтесь в центр площадки. Передвигаясь по площад ке, сохраняйте равновесие.

Советуем применять такое полезное упражнение, развивающее быстроту перемещения, умение найти нужный ритм движения, рассчитать число шагов. Под сеткой поперек площадки кладется в ряд 21 волан (или любое нечетное количество). Двое соревнующихся занимают позиции по обе стороны сетки и переносят крайний (начиная с разных краев) волан к задней линии. Теперь задача каждого — перенести наибольшее количество воланов. Все решает последний, в нашем примере двадцать первый, волан. Кому он достанется, тот и победил.

Для бадминтонистов КНР характерно выполнение каждого упражнения с полной отдачей. Вот, например, как они упражняются в перемещении от сетки к задней линии. Четыре бадминтониста занимают позиции у задней линии... спиной к сетке. По команде тренера они перемещаются от задней линии к сетке, имитируя ракетками ударные движения. Все это в необыкновенно высоком темпе, с полной отдачей сил. Не видя своих партнеров по TV сторону сетки, игроки полностью сосредотачиваются на выполнении своей задачи, не подстраиваясь к темпу движения другого игрока.

Закончив изучение работы ног, можно считать, что вы овладели таким фундаментальным предметом, как техника бадминтона. Получен пая «школа» позволяет перейти ко второму предмету — тактике. Но прежде чем сделать это — несколько советов.

Скрупулезно и терпеливо овладевайте всеми тонкостями технического мастерства. Делайте это изо дня в день. И в спортивном зале и дома. Ракетка и волан должны стать вашими постоянными спутниками. Вникайте во все, даже самые незначительные на первый взгляд, детали техники. Любая мелочь может содействовать вашей победе в игре. И наоборот, малейший, самый казалось бы пустячный, промах может обернуться поражением. Помните, как в крыловской басне, ложка дегтя испортила бочку меда. Чаще используйте имитационные упражнения. Одно из их преимуществ состоит в том, что они не требуют никакого сложного оборудования и могут применяться не только в зале, но и в домашних условиях. Шлифуйте технические приемы постоянно. Для самоконтроля имитируйте удары перед зеркалом. Упражняйтесь с воланом у стенки.

Но овладение высокой техникой не должно стать для вас самоцелью. Важно научиться разумно эти удары применять. Достигнув конкретного результата, трезво оцените, посоветовавшись с более опытными товарищами, отвечает ли наш технический уровень требованиям сегодняш него дня. Совершенствование техники не должно приостанавливаться: ведь спортивное мастерство не знает границ. Осваивайте все новые и новые технические, приемы, старайтесь более вдумчиво подходить к каждому удару. Изучите основательно все возможные траектории полета волана.

И последний совет: действуйте по принципу — хочу все знать. Техника бадминтона, особенно ее нюансы, не всегда доступны с первого раза. Будьте готовы к этому. У вас возникнет уйма вопросов. Важно не оставлять их без ответа, разобраться во всех сложностях. В этом вам помогут тренеры, более опытные игроки и эта книга, которая, надеемся, станет вашим союзником.

1
Средняя: 1 (1 оценка)

Комментарии

Оставить комментарий