Мастерство игры

Аватар пользователя Alex Lapin

Мысль обгоняет волан. Что есть точность

Вы научились двигаться по площадке. Познакомились с различными ударами — наступательными и оборонительными. Но как их использовать с максимальным эффектом?

Прежде всего добейтесь стабильности и точности. Играть стабильно и точно — это прежде всего рационально использовать размеры площадки и установленную высоту сетки. Если есть возможность послать волан до самой задней линии на сторону соперника (она отстоит от сетки, как вы уже знаете, на расстоянии 6,7 м), то почему это не сделать? Этим самым вы затрудните игру соперника.

Скажем, вы решили с высокой подачи противника сразу атаковать по линии. Пробить неотразимый смеш. Наверное, у вас лучше получится, если волан будет направлен как можно ближе к боковой линии (она отстоит от центральной на расстоянии 2,6 м).

Атакуйте в туловище соперника. Сделайте это так, чтобы он принимал волан в неудобном положении, не успел сориентироваться и занять выгодную позицию. Это тоже проявление точности. Проводите укороченный удар. Конечно, чем ниже волан пролетит над сеткой, тем больше шансов переиграть соперника.

Смысл точной игры — в полном и разумном использовании размеров площадки и высоты сетки,— говорит один из самых выдающихся игроков в истории мирового бадминтона датчанин Финн Коберро.— Удары должны выполняться не только точно и стабильно, но и нести в себе заряд хитроумной мысли.. Надо заставить соперника бегать но площадке, тратить уйму сил, потеть и горячиться, а самому оставаться с трезвой головой и методично выигрывать очко за очком.

В финальной игре чемпионата мира 1980 года, проходившего в Джакарте, ее участники Хартоно и Кинг продемонстрировали высокий класс, великолепную технику. Оба не уступали друг другу в самоотверженности, быстроте. Но все же точнее был Хартоно. Его вы видите на фото.

image

Мне пришлось потратить много сил, чтобы противостоять Хартоно,— сказал после игры Кинг.— Но точность его была настолько безукоризненной, что стоило мне дважды ошибиться в каждом из сетов, как мой соперник взял верх.

Среди советских бадминтонистов есть мастера, овладевшие искусством точности. Почти не бьет в аут и сетку Анатолий Скрипко. Стабильно и уверенно проводит все соревнования. Большинство его ударов направлено в площадку. То же самое можно сказать и об Алле Продан и Светлане Белясовой. Для того чтобы заставить ошибиться неоднократных чемпионок страны, надо изощряться буквально при каждом ударе. Продан и Белясова, отлично чувствуя позицию, раз за разом кладут волан с похвальной точностью, а их соперницы обычно вынуждены много бегать и подчас безрезультатно.

«Пусть ошибается соперник» — таков один из основных девизов бадминтона. Малайзийские тренеры, отличаясь чувством юмора, советуют юным ученикам: «Ошибись, но только на своем десятом ударе». Что же, в этой шутке немалый смысл. И если начинающим бадминтонистам Малайзии разрешают ошибиться лишь на десятом ударе, то игрокам сборной страны только... на пятидесятом.

Вот одно из упражнений, помогающих выработать умение действовать точно и расчетливо.

— На площадке обозначаются зоны точных ударов (рис. 25). В тылу — это зона, отстоящая на 50 см от задней линии, у сетки — зона не далее метра от нее же. Два партнера играют партию на счет. Один из них, менее сильный, действует произвольно. то есть стремится выиграть очко любым ударом. Задача другого, кто посильней, более сложная: выиграть очко или отыграть подачу только ударом, направленным в обозначенную часть площадки. 

image

Критерии оценок за точность такие: если тот, кто играет в «зоны» точности, наберет 8 очков в партии — удовлетворительно, 12 — хорошо, выигрыш партии — отлично.

Чувство ритма и.. . волана

Тончайшее чувство ритма — отличительная особенность больших мастеров бадминтона. Когда играет Пракаш Падаконе (фото 26), создается впечатление, что он не спешит реализовать свое преимущество. Идет неторопливый обмен ударами. И вдруг — словно прогремел гром. Темп игры взвинчивается. Резкая атака смешем. С каждым ударом Пракаш все ближе и ближе к сетке. И вот, можно сказать, удар в упор. Соперник ошеломлен. В таком, как говорят, рваном ритме, неожиданно увеличивая темп, стремятся играть наши лучшие бадминтонисты Виталий Шмаков, Николай Пешехонов, Виктор Швачко. 

image

Фото 26

Безошибочно уловить, когда соперник предпримет решительный штурм, по плечу лишь тем, кто умеет предугадывать направление удара.

— Во время тренировок, — рассказывает чемпион Европы 1982 года датчанин Питер Ниерхоф, — я тщательно присматриваюсь, под каким углом из разных мест площадки идут наиболее опасные удары соперников. Это помогает раскусить замыслы соперников непосредственно на турнирах.

Темп игры зависит от скорости полета волана (а значит, от времени его полета) и точности. Существенно и то, сколько времени будет иметь на подготовку к ответным действиям каждый из игроков. Мастерство бадминтониста заключается в умении регулировать темп игры, задать определенным ударом наиболее приемлемый в данной ситуации ритм. Смеш — стимулятор быстрой игры, а вот высокой свечой от сетки, наоборот, темп можно замедлить. Когда соперник, что называется, загнан в угол — как тут не взвинтить темп игры. Пробить смеш и затем добить волан. Если не успели добить — обвести плоским ударом. Это тоже будет вам на руку. Не дать сопернику передышки. Заставить ошибаться. И потом «нокаутом» завершить атаку. А как действовать, если и соперник играет так же искусно и решительно.

— Когда мне пытаются навязать быстрый темп игры и я к атому не готов, — говорит многократный чемпион страны Виктор Швачко, — я всячески стремлюсь удержаться на выгодной позиции. Посылаю высоко-далекий удар на заднюю линию или же глубокую свечу. Выигрываю время. Готовлюсь к ответным действиям. И как только все устоится, сам перехожу в атаку.

Матч с японцем Кинзи Зеная трехкратный чемпион Уимблдона Л. С. Кинг начал в ураганном темпе.

Раскачиваться некогда: отдал инициативу — выбыл из дальнейшей борьбы за Кубок мира, который разыгрывали сильнейшие бадминтонисты. Высокий темп Кинг поддерживал ударами сверху. Пробьет сильно — и мгновенно вперед. Предугадывая удар соперника, индонезийский спортсмен зачастую оказывался у волана раньше, чем Зеная возвращался в середину площадки после своего удара. Преимущество Кинга было подавляющим.

Задумывая свой ход или разгадывая ответный ход соперника, мало только бдительно следить за воланом и соперником. Надо всегда зорко видеть и площадку. Вы заняли позицию для подачи. Посмотрите вначале, где стоит ваш соперник. Теперь сосредоточьте свое внимание на волане.

— Не теряйте из виду волан, — учит один из ведущих тренеров Да нии Том Бахер, в прошлом победитель Уимблдонского турнира в парном разряде.— Если волан исчез из поля зрения хотя бы на секунду, ма ло шансов сыграть точно. Придется второпях приноравливаться к волану, а значит, бить из неудобного положения. Конечно, надо уметь отражать волан и из таких невыгодных позиций — игра есть игра. Иногда приходится парировать удар даже из-под ноги или стоя спиной к сетке. Но лучше не попадать в такие ситуации, а для этого надо ни на мгновение не упускать волан из поля зрения.

Помните: потерять волан из виду — значит упустить из поля зрения и соперника, прозевать его опасный маневр. Потеря волана из виду чаще всего связана с огрехами в технике. Поэтому дайте себе отчет в том, правильно ли вы выполняете тот или иной технический прием.

Предположим, волан устремился в сторону соперника. Что тот предпримет? Когда волан на противоположной стороне, внимательно следите за движениями игрока и прежде всего за его ракеткой — куда он двигается? Но и волан, разумеется, не теряйте из виду. Спокойствие и сосредоточенность — непременные условия надежной игры. Будете «дергаться», реагировать на каждое незначительное движение соперника и поддаваться на уловки — только себе навредите. Но вот когда вам удалось по движениям соперника, скорости замаха и высоте удара определить направление полета волана, — действуйте смело и решительно. А если соперник владеет искусством скрытных ударов? Будьте хладнокровны Выждите, не теряя из поля зрения ни соперника, ни волан. Определив, куда летит мяч, все вни мание на него

Зрительный контроль особенно необходим, когда противник выходит к сетке. Тут глаз да глаз. Кто упражнял так называемое периферическое (боковое) зрение, сумеет и проводя ответный удар углядеть пози цию соперника, а значит, предуга дать дальнейший ход игры. В доли секунды решить, куда и с какой си лой послать волан. Что предпочесть — атаку или подготовительные действия? Вариантов много но вы брать надо один — наилучший.

Большой выбор

Площадка для бадминтона, когда на ней проводятся одиночные игры, по длине (6,7 м) больше, чем по ширине (5,18 м). Заставить соперника двигаться вперед-назад более выгодно, нежели из стороны в сторону. Он скорее выдохнется. Значит, большинство ударов нужно направлять либо к задней линии, либо вниз. Менять траектории полета волана в зависимости от направления и силы удара.

— Тактика бадминтона, — говорит Эрланд Копе,— настолько связана с техникой, что невозможно выполнить ни один самый остроумный замысел, если собьешься с позиции. Поэтому, ставя перед собой тактическую задачу, обдумывая, как будешь играть с соперником, выбирай удары, которыми исправно владеешь. Выбирая удары по плечу, вы каждый раз решаете две тактические задачи: первая — вынудить противника пропустить волан или принять его в самом неудобном положении Вторая задача состоит в том, чтобы после своего удара остаться в выгод ной позиции или же поскорее ее занять, и главное, не упустить инициативы.

Давайте же, не забывая о двух тактических задачах, разберем, куда наиболее целесообразно направ лять тот или иной удар, когда лучше его применять. Так сказать, классические варианты.

Сперва о тактике подачи.

На рис. 26 четыре различные подачи

  1. высоко-далекая,
  2. короткая,
  3. плоская
  4.  прострельная.

Каждая имеет свою особенность, но все независимо от характера выполняются, как правило, из одной позиции. Высокую подачу позиционно выгодно выполнять, находясь на расстоянии около одного метра (или да же ближе) от передней линии и у самой центральной линии площадки Это почти геометрический центр. Значит, отсюда легче обезопасить углы своего поля. Куда выгоднее подавать? Большинство бадминтонистов, особенно начинающих, играют слева хуже, чем справа. Поэтому подавать надо так, чтобы вероятность ответного удара противника в левый дальний угол вашей площадки (этот угол заштрихован на рис. 27) была минимальной. Если подадите в направлении 1 с правого поля или в направлении 2 — левого поля, то ответный удар не застанет вас врасплох. Успеете отбить волан открытой стороной ракетки.

 

image

Рис. 27

Чем выше траектория высоко-далекой подачи, тем выгоднее вам и труднее сопернику. Волан опускается почти отвесно к полу, и сразу атаковать непросто. Того и гляди, удар попадет на оперение. Особенно эффективна высоко-далекая подача, как мы уже говорили, в больших и высоких залах. Сопернику приходится тратить на ее отражение много энергии. Если такую подачу вы на учились точно и стабильно направ лять к задней линии, то уже этим первым ударом можете выбить противника из колен Но, если подача, хотя и высокая, но не точная — во лан не долетает до задней линии метр два, считайте, что дали сопернику фору

Давайте прислушаемся к совету известного английского тренера Роджера Милса:

— Первой подачей во встрече с незнакомым игроком должна быть высоко-далекая. Но подайте обязательно глубоко, чтобы волан опускался на самую заднюю линию. Иногда специально подайте... «за». Сразу почувствуете длину площадки. А соперник, убедившись в глубине подачи, не будет уверенно атаковать даже, когда подача и не столь точна. Кроме того, заставив соперника первым ответным ударом играть издалека, вы увидите, насколько уверенно он это делает. Весьма существенная деталь! Ведь большинство ударов в одиночной игре приходится на удары сверху. А если вы действительно подали «за» и соперник пропустил, то есть не принял волан, — особой беды нет. Ведь счет встречи еще не открыт. Зато в следующий раз вы внесете необходимые коррективы.

Знаменитый датский бадминтонист Мартин Фрост Хансен в начале игры предпочитает высоко-далекую подачу. Когда же партия идет к завершению, снижает траекторию полета волана. Пускает в ход короткую подачу, чтобы у соперника было меньше шансов атаковать.

При короткой подаче волан падает у передней линии. Пошлите такую подачу по центру (см. рис. 27, направление 3 и 4). Так лучше будут защищены от ответной атаки дальние утлы вашего поля. Волан, направленный туда после короткой подачи, можно без труда перехватить. Ведь он полетит к задней линии как бы через вас, по диагонали. А если короткую подачу адресовать ближе к боковым линиям (5 и 6)? Тогда будет сложнее прикрыть дальние углы. Быстрый плоский ответный удар вдоль боковой линии, и не успеете опомниться, как волан окажется за вами. При высоко-далекой подаче, пока летит волан, достаточно времени, чтобы занять позицию в центре. А вот когда короткая, — времени в обрез. Потому-то и сложное оборонять дальние углы.

Короткая подача чаще применяется теми бадминтонистами, которые уже набрались опыта и мастерства, научились хорошо перемещаться по площадке, чутко реагировать на ответные удары. Поэтому на первых порах отдавайте предпочтение высоко-далекой подаче. А когда поднатореете в игре, вводите в свой арсенал и короткую. Но никогда не применяйте ее шаблонно, посылая волан на одно и то же расстояние. Попробуйте подать на полметра дальше, чем подали до этого, как бы в ноги сопернику. Если он недостаточно расторопный, наверняка сыграет неточно Не успев выпрямить руку, отобьет волан не впереди себя, а ближе. Растеряется, ошибется.

Если короткой подачей можно запутать противника, то прострельной — и вовсе его оставить не у дел. Вспоминается встреча в состязаниях на Кубок СССР между ветераном нашего бадминтона Константином Вавиловым и москвичом Николаем Калинским. Счет в третьей партии был равный. Но тут московский студент вместо привычной для Вавилова короткой подачи применил неожидан но прострельную. Всем своим видом Калинский показал, что намеревается подавать к сетке, а в последний момент хлестким движением кисти волан направил к задней линии. От неожиданности Вавилов два раза пропустил подачу, а затем ошибся, не успев занять удобную позицию. Третья партия, а вместе с ней и встреча — за Калинским.

Прострельная подача — это сюрприз. Поэтому, куда она направлена, по центру или же в дальний угол, не так важно. Гораздо существеннее, чтобы она пошла внезапно и до последнего момента была скрыта. Большой эффект дает прострельная подача, когда ее выполняют закрытой стороной ракетки. Таким приемом с успехом пользуются москвички Ирина Мельникова, Ольга Ковалева, ленинградский бадминтонист Вадим Утенков.

Теперь о плоской подаче. Как и прострельная, это тоже своего рода сюрприз. Хотя, как было сказано, чтобы не нарушить правила бадминтона, направляя плоскую подачу, приходится слегка сдвигаться назад от исходной позиции. Значит, противник уже может ее предугадать. 

Но когда у соперника недостаточно быстрая реакция и если он не очень-то сноровист, плоская подача как нельзя кстати. Направляется она чаще всего к задней линии по центру. Причем особенно эффективная, когда идет с правого поля под левую руку сопернику. Именно так применяет плоскую подачу неоднократный призер чемпионатов страны киевлянка Вера Носенко (Рамильцева), мастера спорта Лилия Галямова (Москва), Сергей Сачко (Днепропетровск). Подавая плоскую подачу под левую руку, можно в восьми из десяти случаев предугадать ответный удар — он пойдет по диагонали. Значит, есть возможность к этому подготовиться. Но все же чрезмерно увлекаться плоской подачей не стоит. Рискуешь нарушить правила и потерять право подачи. Кроме того, опытный игрок довольно быстро к плоской подаче приспособится, и тогда вам придется быть все время настороже, в непомерном напряжении. А от этого ваша игра станет менее интересна и результативна.

image

Рис 28 

Как тренировать подачу? Вот одно из упражнений. Два спортсмена занимают позиции А и Б (рис. 28). Сплошными линиями на рисунке показаны высоко-далекие подачи, пунктирными — короткие. Скажем, игрок А подает высокую подачу. Б (он у задней линии) корректирует точность удара. Если же подача короткая, то игрок Б корректирует ее, стоя у передней линии. Он же возвращает волан своему партнеру. После 10 подач игроки меняются местами. Каждый должен выполнить не менее 50 подач. Одновременно тренируют подачу игроки В и Г. Примерно так же надо тренировать прострельную и плоскую подачи.

Семь раз отмерь

Но вот вы направили подачу. Как действовать дальше? Всегда ли надо занимать позицию в центре? Следует помнить, что в зависимости от направления подачи ваша центральная позиция может несколько сместиться. Скажем, подача направлена в левое поле по направлению 2 (см. рис. 27). Соперник, естественно, отошел ближе к левой для него боковой линии. Если вы будете стоять по центральной, то вам непросто будет отразить смеш вдоль правой от вас боковой линии. Поэтому нужно немного передвинуться на 30—40 см вправо. Левая половина площадки останется защищенной в полной мере: соперник атакует-то не с середины задней линии, а с угла. Зато правая половина теперь будет плотнее прикрыта.

Запомните! Позиция на корте после своей подачи и во время игры сдвигается либо к правой, либо к левой стороне. В зависимости от того, из какого угла площадки противник проводит свой удар. Скажем, удар проводится из левого угла (рис. 29, сплошная линия — возможные направления полета волана, пунктирная линия — разделяющая угол ответного удара пополам). В этом случае вы сдвигаетесь вправо (позиция А — 1). Если из правого угла, то сдвигаетесь влево (А — позиция при подаче). Таким образом, угол ответного удара сужается. Стало быть, легче защищаться.

image

Рис. 29 ,                                                                                                                  Рис. 30 

Однажды Эдди Чонг сказал своему ученику: «Ты, соперник и волан — одно целое. Связаны одной нитью. Эта нить подтягивает вас друг к другу, оставаясь сильно натянутой». Так весьма образно знаменитый игрок выразил смысл того, о чем мы сейчас рассказали и что называют в бадминтоне коррекцией позиции.

На рис. 30 показана, пожалуй, суть тактики игры в бадминтон. Куда бить? Выбор большой, ибо бадминтон весьма богатая в тактическом отношении игра. В своей книге «Бадминтон», изданной еще в 1911 году (с этой книгой мы уже вас познакомили), Сэм Массей писал, что первым настоящим бадминтонистом следует считать Джона Балдвина, который стал бить не на игрока, а в сторону от него. И действительно смысл игры — в остроумных, неожиданных тактических действиях, позволяющих добиться преимущества. Джордж Томас, выдающийся игрок и многолетний президент Международной федерации бадминтона, говорил:

Когда принимаете подачу или выполняете удар в игре, вы должны все время видеть перед собой на площадке соперника семь точек и ни на секунду не забывать ни об одной из них. Точки 1, 3, 4 и 6 — углы площадки, 2 и 5 — середина боковой линии. 7 — ваш соперник.

Держа на прицеле все семь точек, подумаем, как лучше отражать подачу. Начнем с высоко-далекой. Основным объектом внимания должна стать зона 3, то есть левый дальний угол. Принимая подачу в правом поле, добить до зоны 3 легче, так как волан летит по прямой, кратчайшему расстоянию. А вот направляя волан в зону 3 из левого поля, бейте сильнее. Ведь расстояние значительно большее. Но увлекаться ударом только в левый дальний угол не надо. Присмотритесь к сопернику, разберитесь в том, как он играет слева. Чем выше класс игрока, тем он увереннее играет из левого дальнего угла. Не имеет значения, каким образом — сверху-слева или сверхусправа. Правый дальний угол часто оказывается более уязвимым. Особенно, когда направляешь туда волан из левого поля, атакующим высоко-далеким ударом.

Но не только зоны 3 и 4 обстреливаются при приеме подачи. Опытные мастера часто отвечают на высокую подачу сильным смешем или смешем с подрезкой.

Выступая в финале чемпионата мира 1977 года против Свена При, Флемминг Дельфс в ответ на высокую подачу направлял сначала резаный смеш в зону 5 или 2, а затем сильный смеш к задней линии в зону 3 или 4. Дельфс делал ставку на то, что При, с трудом отбив резаный смеш, не успеет быстро занять удобную позицию в центре, Значит, противоположный дальний угол окажется наиболее уязвленным. Расчет Дельфса оправдался Победив Свена При, он стал чемпионом мира.

Запомните! Принимая высокую подачу, держите противника в на пряжении. Заставьте его поверить, что вы готовите смеш. Тогда любой другой удар, в том числе и укороченный, будет эффективен.

О приеме короткой подачи.

Наиболее это выгодно сделать в зону 1, когда принимаешь подачу в правом поле, и зону 6 — в левом. Это заставит соперника сдвинуться с центра Дальняя часть его поля еще больше от него удалится. Но есть в таких действиях и минус. Выполняя подставку у края сетки, вы сами поневоле сдвигаетесь в ту же сторону. Если соперник разгадает ваш ход, то последует смелый плоский удар на заднюю линию и вы взяты в тиски. Поэтому непременным условием приема короткой подачи в зоны 1 и 6 будут быстрые, скрытные и точные действия.

Чтобы сохранить удобную позицию, опытные игроки применяют подставку в середине сетки Особенно в почете такой удар у бадминтонистов, предпочитающих сразу же создавать позицию для атаки смешем. Ведь подставка но центру ограничивает возможность обводки при ответном ударе.

Встречаясь с датчанином Гердом Хельсходтом на международном турнире в Минске, Анатолий Скрипко сначала отражал короткую подачу в зоны 1 и 6. Но неудержимый Хельс ходт успевал мигом обводить Скрип ко диагональными ударами. Тогда наш спортсмен изменил тактику Отражая подачу, он стал чаще играть по центру сетки и затем буквально нависал над ней. Датчанин вынуж ден был уйти от сетки.

Когда принимаешь короткую подачу, можно направить волан атаку ющим плоским ударом к задней линии в зоны 3 и 4. Действуя именно так, Виталий Шмаков буквально подавил англичанина Гарри Эсквита на московском международном турнире в зале «Дружба» в Лужниках. Не успевая быстро среагировать на удар Шмакова, Эсквит отбивал волан на верх. А в этой ситуации полновластным хозяином оказывался советский спортсмен. Но такая игра уместна, если успеваешь вовремя выйти навстречу подаче соперника. Если же замешкался, то лучше всего послать волан на ту сторону высоким ударом. По линии или по диагонали. При этом сделав небольшую паузу перед ударом. Чтобы дезориентировать противника.

Эффективен прием короткой подачи и блокирующим ударом. Это так называемая атака стрелой, или (как в фехтовании) флешатака. Прыжок вперед, затем удар по волану вниз у самой кромки сетки. Впрочем, следует помнить, что этот маневр чаще оказывается выгоден, когда играют дуэты.

Как отражать плоскую подачу?

Примерно так же, как и высокую. Но небольшое различие все же есть. Отвечать смешем на плоскую подачу нужно весьма осмотрительно. Ведь волан летит на небольшой высоте и довольно быстро. Занять удобную позицию для нанесения столь мощного удара не всегда успеваешь. Помнится, как удачно использовала это обстоятельство Вера Косенко, встречаясь с Натальей Максаковой на чемпионате страны в Ереване. Максакова пыталась отвечать на плоскую подачу решительной атакой. Но тщетно Пока днепропетровская бадминтонистка разобралась, в чем дело, разрыв в счете был уже не в ее пользу.

Опытные игроки предпочитают при отражении плоской подачи обстреливать зоны 1, 3, 4 и 6. Они, как бы сбивая темп, заданный такой подачей, переводят игру в более спокойное русло Зрелого мастера плоской подачей не удивишь, поэтому и применяется она на турнирах высокого ранга не так уж часто А вот, когда играют бадминтонисты среднего класса, неумение отражать такую подачу может сыграть решающую роль. Запомните! Лучше всего отражать плоскую подачу открытой сто роной ракетки

Вы, наверно, уже поняли, что каждую подачу нужно принимать не по одному и тому же стандарту, а направлять ответные удары в различные зоны площадки соперника Но вот, когда до финиша остаются какие нибудь 2—3 очка, на первый план выходит надежность ответного удара. Основное — подачу отыграть Иначе потеряно драгоценное очко Поэтому советуем отдать предпочтение таким ответным ударам.

Отражая высокую подачу, бейте смеш в туловище или по линии, резаный диагональный смеш, направ ляйте высоко-далекий удар по линии. В ответ на короткую подачу атакуйте стрелой, используйте подставку или плоский удар к задней линии.

Постоянно упражняйтесь в приеме подачи. Например, так. Партнер направляет подачу, а вы, в свою очередь, играете в зону 1. Игра продолжается до первой ошибки. Следующий ход — ответ в зону 2. И опять до ошибки. Таким образом вы «пройдете» по всем семи зонам. В каждую из них следует выполнить удар не менее 50 раз. Добившись стабильности, несколько усложните упражнение. На следующем занятии постарайтесь проводить удар скрытно. Вначале не менее 50 раз направляйте волан в левую сторону, в любую из зон (1—3, а также 7). Снова играйте до первой ошибки. Затем в качестве мишени изберите правые зоны (4—6, а также 7). Так вы научитесь маскировать удары, играть тактически осмысленно. Партнер, стремясь разгадать ваш замысел и перехватить инициативу, тоже пройдет хорошую школу.

Направление главного удара

Из богатого разнообразия ударов, которыми можно успешно вести игру, обратим более пристальное внима ние на четыре. Это — смеш, удары на заднюю линию, удары в зону сетки и плоские удары Любой из многочис ленных ударов в бадминтоне, включая подачу, если их рассматривать в тактическом смысле, входит в один из этих четырех ударов. На рис. 31 показаны удары с задней линии (5— укороченный, 6— атакующий высоко-далекий, 8— смеш, 9— высокодалекий, 13— полусмеш).

image

Смеш, как вы уже знаете, основной атакующий удар бадминтона Особенно открытой стороной ракетки. Поэтому каждый игрок всячески старается заставить соперника отбить волан вверх, а сам в ответ провести грозный смеш. С точки зрения такти ки важно движение после смеша. Ее ли движение направлено вперед, как говорят, по удару, вы не рискуете потерять выгодную позицию. Например, Джилиан Гилкс, которую вы видите на фото 27, в этом случае делает широкий шаг правой ногой вперед Ведь смеш — это удар большой силы, и если после него отскочить назад, то неизбежна потеря равновесия и позиции.

image

Один из наших опытнейших бадминтонистов Борис Баршах обладал мощным смешем. Но, к сожалению, проводя удар, отскакивал назад.

image

Стоило сопернику принять смеш ударом на сетку, и Баршах словно выключался дальнейшим действиям. Много усилий потратил этот днепропетровский бадминтонист, чтобы избавиться от серьезного недостатка, и в результате ему удалось дважды выйти в финал чемпионата страны.

Знаменитый датчанин Свен При славился прежде всего своим смешем.

Он часто бил сверху таким образом, что удар ракеткой приходился одновременно по головке и оперению волана. Перьевой мяч уже на лету ломался, и, естественно, отразить его было вдвойне сложно. Отличались стремительными ударами сверху чемпионы Европы разных лет швед Стюре Юнссон и западногерманский спортсмен Вольфганг Бохов. Среди наших бадминтонистов сильным смешем отличаются Виктор Самарин, Леонид Пайкин, Виктор Швачко, Сергей Корсунский.

Мы уже рассказывали, что грозную атаку сверху можно провести не только открытой, но и закрытой стороной ракетки. Наиболее результативен смеш слева, когда он идет по диагонали. Особенно преуспел в таком ударе Виталий Шмаков. А вот среди наших бадминтонисток смеш слева большая редкость. Удачно пользуется им ереванская спортсменка Вард Погосян (она, кстати, играет левой рукой). Но и ее удары не всегда достигают цели, так как волан летит не круто вниз, а плоско.

Пожалуй, лучше других освоила смеш слева неоднократная чемпионка Уимблдона Джилиан Гилкс. На открытом чемпионате Канады Гилкс встречалась в финале со спортсменкой этой страны Уэнди Картер, не раз входившей в десятку сильнейших бадминтонисток мира. Картер поначалу вела в счете, но затем инициативу накрепко перехватила Гилкс. Особенно активно (в новинку для Картер) Гилкс атаковала из левого дальнего угла бэкхэндом, что и принесло ей победу

Следует помнить, что на смеш опытный соперник может дать быстрый и неожиданный ответ. Поэтому такой удар требует осмотрительности, сосредоточенного внимания и, конечно, быстроты. Смеш прежде всего завершающий удар, логическая концовка комбинации, ее, можно сказать, квинтэссенция. Часто применять смеш без подготовки нет смысла.

— Основной атакующий удар — смеш нужно проводить своевременно,— советует Лим Сви Кинг.— Если удар направлен в тот момент, когда соперник в одном из углов площадки, то ставка прежде всего на быстроту выполнения смеша. Если противник в центре, то ставку надо делать на мощь удара.

Нередко встречаешь и таких бад минтонистов, которые с явной неохотой и опаской относятся к смешу. Даже стараются обходиться без него. Но не стоит ударяться в крайность. Не бойтесь применять смеш. Предположим, вы провели комбинацию, соперник вынужден направить волан вверх. Не колеблясь бейте смеш. Скажем, сопернику удалось отразить сильный удар. Но что ж, наберитесь терпения и снова разыграйте комбинацию. И снова смеш. Конечно, это требует не только выдержки, но и больших физических затрат. Что ж, как говорится, без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Если вести речь о том, как часто применять смеш, то следует принимать во внимание счет в партии. Чем ближе к концу, тем мощнее должны быть ваши атаки.

Теперь об ударной позиции. Вот что говорит Панч Гуналан:

Если вы играете сверху, находясь в одном-двух метрах или того больше от задней линии (разумеется. в пределах площадки), в 9 случаях из 10 бейте смеш. Особенно выгодно применять смеш, когда вы играете сверхусправа в левой половине площадки. В этом случае волан левее вас и удар получается наиболее сильным За счет максимального приложения энергии кисти, замаха и движения тела. Несколько слов о том, под каким углом должен идти удар. Старайтесь бить смеш как можно круче. Тогда его трудней отразить. Соперник вынужден наклониться вперед, значит, волан при ответном ударе полетит снизу вверх Но еще большего эффекта достигает смеш, если крутой удар чередуется с плоским, направленным к задней линии.

Это (рис. 32) возможные направления смеша: 1—смеш по линии, 2 — смеш по диагонали или, как его еще часто называют, косой смеш, 3— смеш в туловище. Разумеется, лучше всего бить смеш в наименее защищенное место площадки соперника. Искать, так сказать, ахиллесову пяту. И чтоб точка удара была для вас наиболее удобна.

image

Рис. 32

Скажем, первый удар соперник отбил из точки 3. Волан взлетел вверх. Теперь пробейте смеш в точку 4, а следующий снова в точку 3.

Правда, сильнейшие бадминтонисты мира в таком случае бьют не в точку 4, а в точку 5, выполняя резаный смеш, чрезвычайно быстрый и крутой. Ведь точка 5 более удалена от точки 3, чем точка 4. Значит, сопернику придется доставать успевший опуститься волан гораздо ниже. Как правило, смеш по линии применяется, когда соперник в центре или сместился в противоположную сторону. «Если у вашего соперника замедленная реакция,— говорит Пракаш Падаконе, —весьма эффективен диагональный смеш. Ожидая удар по линии, соперник может не успеть подготовиться к отражению диагонального». Мастерами диагонального смеша зарекомендовали себя советские бадминтонисты Виктор Швачко, Константин Вавилов, Николай Пешехонов, Евгений Даянов.

image

Когда вы атакуете, соперник может обвести вас. Чтобы уменьшить вероятность обводки, сократить угол ответного удара, зачастую атакуют в туловище. Обратите внимание на закрашенную часть тела игрока (рис. 33). Именно сюда, затрудняя ответные действия, надо направлять удар.

Опыт многих турниров — наших и международных — подтверждает неоспоримые достоинства смеша в туловище. Меньшая вероятность послать волан в аут, и, разумеется, реальная возможность сохранить выгодную позицию. Если такой смеш пробит точно, то сопернику придется туго. Едва ли он сумеет контратаковать. Особенно эффективен такой удар, когда играешь с рослыми, но не очень подвижными бадминтонистами.

Чем выше мастерство игрока, тем он чаще пользуется смешем в туловище. Хороший игрок, как правило, надежно защищается. «Пробить» его смешем по линии или диагонали удается далеко не всегда. Поэтому такие выдающиеся бадминтонисты, как Кинг, Хартоно, Падаконе, Хан Джан предпочитают бить смеш в туловище.

5
Средняя: 5 (1 оценка)

Комментарии

Оставить комментарий