Игра у сетки весьма своеобразна. Четкие действия в передней части площадки невозможны без тончайшего мышечного чувства. Оно здесь необходимо в гораздо большей степени, нежели при ударах с задней линии. Кроме того, нужно успевать вовремя возвратиться в центр площадки. И, наконец, игра у сетки требует умения быстро и в то же время мягко работать кистью. Без мягкости не положишь волан на кромку сетки. Это, можно сказать, высший класс «сеточной» игры.
Сочетать мощную игру с задней линии и точную игру у сетки удается не всегда. Такое сочетание — при знак зрелого мастерства.
Играть у сетки — значит действо вать в передней зоне, между сеткой и линией короткой подачи. Вот что говорит первоклассный мастер игры у сетки, чемпион Европы в паре 1982 года швед Тоомас Кильстрем:
— Если волан выше сетки, а вы в удобной позиции, поднимите ракетку вверх и хлестким ударом вниз забейте волан. Может оказаться, что ваша позиция не столь удачна, чтобы забить волан. Тогда кистевым движением «сметите» волан сверху вниз. Теперь представьте, что удар по волану придется провести не над сеткой, а чуть ниже ее верхней кромки. В этом варианте как нельзя лучше подходит так называемая подставка. Ракетка встречает волан как можно выше и мягким, легким движением ударяет его вверх. Так, чтобы волан, почти касаясь сетки, опустился вниз здесь же, но на другой стороне. Или направьте волан вдоль сетки в сторону — это уже будет так называемый косой удар. А если ни забить, ни подставить волан вы не успеваете? Тогда подойдет удар снизу. Благодаря этому удару вы сумеете «вытащить» волан, отбить его вверх. Но с таким расчетом, чтобы он залетел за соперника. Можно и снизу вновь «положить» волан у сетки, но так, чтобы соперник ваши намерения заранее не разгадал.
И, наконец, ситуация, когда, находясь вблизи сетки, вы вынуждены отражать быстрый плоский удар. Времени в обрез. В этом случае применяется так называемый блокирующий удар. Ракетка, поднятая выше верхней кромки сетки открытой или закрытой стороной, преграждает путь летящему навстречу волану. Положение ног, туловища при блокирующем ударе может быть различным. Но стремитесь быстро реагировать на такой плоский удар соперника и занять удобную сбалансированную позицию. Хватка при блокирующем ударе жесткая, иначе не совладать с быстро летящим воланом. Этот удар надо выполнять, не нарушая правила, т. е. не ставить блок ракеткой прежде, чем соперник произведет удар.
Скорость выхода на передний рубеж может быть различной, в зависимости от ваших намерений. Вы. ходить на добивание волана к сетке или отражение быстрого плоского удара нужно не мешкая. А вот при подставке или ударе снизу, добравшись до сетки, надо умерить свой пыл, снизить скорость движения до разумных пределов. Тут кстати вспомнить совет древних мыслителей: «Торопитесь медленно». Ведь поспешишь — людей насмешишь, точный удар не получится.
— Чаще всего приходится выходить к сетке, когда волан уже обогнул ее верхнюю кромку,— говорит Ф лемминг Дельфс.— Тут самое главное — это выпад. Как правило, правой ногой. Выходя вперед, старайтесь не терять равновесия. Для этого шаг вперед должен быть удобным по ширине, и вы чувствуете, что можете легко направить волан в любом направлении. Как можно выше встречайте волан.
На подставкуВзгляните на рис. 21, выполненный с кинограммы игры Панча Гуналана, и вы получите более детальное представление о характере подставки. Начинается выход к сетке (кадр 1). Когда находишься в центре площадки, одним шагом дотянуться до
1 2 3 4
Рис. 21 волана не всегда удается. Поэтому первый шаг — небольшой. Лучше левой ногой (2), чтобы потом правой сразу шагнуть вперед Одновременно с переносом центра тяжести вперед начинает выпрямляться рука с ракеткой по направлению к приближающемуся волану (3). Это очень существенно, так как иначе можно не успеть принять волан в наиболее высокой точке. Ударная позиция игры у сетки — это широкий выпад, позволяющий сохранить равновесие (4). Рука с ракеткой полностью выпрямлена. В таком положении удобно выполнять и подставку и неожиданно перевести волан вдоль сетки. Вес туловища в такой позиции распределен равномерно на обе ноги.
Делая выпад к сетке, не наклоняйтесь вниз, не ныряйте за воланом. Старайтесь всегда видеть кромку сетки, не опускать лицо вниз
Студент университета в Копенгагене, первая ракетка мира 1982 года, Мартин Фрост Хансен тонко и остро играет у сетки. «Прежде чем отбить волан,— замечает он,— лучше сделать небольшую паузу. Конечно, ког да волан уже не забьешь вниз. Быстро выходишь к сетке, занимаешь удобную позицию, выпрямляешь ру ку вперед Ракетка легко сидит в руке. Теперь надо выждать какое-то мгновение. Волан не успеет проделать большой путь вниз, зато можно сыграть точно и скрытно. Ринулся соперник к сетке — его надо обвести ударом назад, застопорился — кладете волан тут же».
Техника выпада Фроста Хансена отличается низким седом. Но сам выпад не очень широкий. А вот бадминтонисты КНР выходят к сетке почти что гимнастическим шпагатом. Многое зависит, конечно, от индивидуальных физических качеств: умения растянуться, гибкости, быстроты.
Едва ли надо доказывать, что при ударах у сетки требуется меньше мышечных усилий, чем у задней линии. Усилий-то меньше, а тонкого мышечного чувства значительно больше. Поэтому при выходе к сетке надо держать ракетку свободнее, чем обычно, ощущать ее пальцами. Вспоминается мастерская игра у сетки чемпиона страны прошлых лет Юрия Ермолаева. Инженер-строитель по специальности, разносторонний спорт смен (Ермолаев успешно выступал не только на турнирах по бадминтону, но и по легкоатлетическому десяти борью), он всегда стремился найти свое, оригинальное, решение. На тренировках Юрий мог часами выполнять подставку, и она была у него настолько отрепетирована, что во время соревнований волан ложился почти на сетку
Вот мнение самого Юрия Ермола ева:
— Когда я «кладу» волан на сетку или играю косым ударом, то чувствую ракетку двумя пальцами: большим и указательным. Большим, когда играю справа, указательным — слева. Это чувство позволяет контролировать силу удара, что, в конечном счете, самое главное у сетки. Я стараюсь представить себе, что волан у меня в руке и мне нужно положить его на кромку сетки
Есть еще деталь, о которой нельзя забывать, осваивая игру у сетки. Выпад надо начинать быстро, но по мере приближения к волану скорость надо гасить. Кроме тех эпизодов, когда добить или смести волан вниз не составляет труда. Иначе, как говорят бадминтонисты, натолкнешься на волан и вынужден будешь принять его в неудобном положении. Поэтому к сетке надо выходить мягко Играя у сетки, не обойдешься без обманных ударов. Больше того, такие удары особенно необходимы в
«ближнем бою» бадминтониста. А чтобы они «проходили», надо искусно владеть отвлекающими движениями.
Признанным мастером финтов зарекомендовал себя известный датский бадминтонист Эло Хансен. Не случайно его называли иллюзионистом, ибо поистине артистическими действиями он дезориентировал соперников, вводил их в заблуждение. Выходя вперед, Хансен имитировал своими действиями подставку, а затем давал волану опуститься вниз и буквально у самого пола проводил ко
Фото 22
Выходя вперед, Хансен имитировал своими действиями подставку, а затем давал волану опуститься вниз и буквально у самого пола проводил косой удар по сетке. Такой же финт мы наблюдали во время выступления в Москве английского бадминтониста Рэя Стивенса.
Не менее интересен и другой способ обманного удара, который с успехом применяют многие бадминтонисты. Ракетка выносится вперед для подставки волана, затем в последний момент опускается вниз, и хлестким движением кисти волан направляется к задней линии. Тут в ударе участвует и кисть, и предплечье.
Обманные действия выполняются в завершающей фазе удара кистью. Вот,, тут и приобретает значение то, как подвести ракетку к волану. Это можно делать справа или слева. Так легче послать волан в любом направлении. Когда выполняется подставка, то ракетка как бы соскальзывает вниз, под волан, и бережно несет его к сетке. При этом волан можно подрезать, подкрутить. Подведя ракетку сбоку, можно не только «подставить» волан, но и неожиданно направить его по диагонали или по линии. Пуская в ход подставку, зачастую подрезают волан у самой кромки сетки. Это довольно эффективно. Но вот Дэльфс (фото 22) пошел дальше. Подрезая волан, датский спортсмен еще слегка подбрасывает перьевой мяч вверх, примерно сантиметров тридцать над сеткой. Волан затем падает вертикально, у самой сетки, и отбить его ох как не просто.
Как лучше освоить подставкуЕсть такое полезное упражнение. Два игрока, стоя у сетки, поочередно выполняют подставку, стараясь в течение 5 мин. максимальное число раз выполнить этот прием. Причем так, чтобы волан коснулся кромки сетки и пролетел на другую сторону.
Еще одно упражнение. Партнер подает высокую подачу.
Вы отвечаете укороченным ударом на сетку, на который ваш партнер отвечает подставкой. Теперь ваша задача в ответ на его подставку успеть выполнить свою, ответную, причем в самой высокой точке.
И все же стремитесь играть по волану над сеткой. Над сеткой — это всегда опасно для соперника, это всегда атака. Поэтому, действуя у сетки, ставьте перед собой цель добить волан. Часто этот прием оказывается выгодным при ответной подставке соперника.
Когда вы выполнили подставку, не нужно немедленно отскакивать назад — ведь ответный удар такого же характера не менее опасен. Что же делать? Вот как действует в подобных ситуациях один из лучших советских мастеров бадминтона Николай Пешехонов. После подставки он не уходит, а как бы выжидает, что будет дальше. Более того, Пешехонов словно нависает над сеткой (разумеется, на своем поле), исключая возможность ответной подставки. А если все-таки соперник решится на это, Пешехонов в быстром прыжке добивает волан.
Теперь подробнее о добивании волана. Казалось бы, техника этого удара не сложна. Но такое впечатление обманчиво. Ведь добивание происходит молниеносно, подобно быстрому боксерскому «хуку" — короткому резкому удару, зачастую приводящему к нокауту. Когда добиваешь волан, не мудрено и ошибиться. Чтобы избежать ошибки, как лучше добить волан — по прямой или вбок? Если волан висит высоко над сеткой, то тут и думать нечего — бей в любую сторону, да посильней! Конечно, надо попасть в площадку. А вот добить волан, который висит в нескольких сантиметрах. над сеткой,— дело более тонкое. Тут лучше смести его вбок косым коротким ударом. Почему? Меньшая вероятность попасть в сетку. Такой способ атаки особо хорош в парных играх, где гораздо чаще приходится действовать у сетки.
Вы уже, конечно, почувствовали, что в бадминтоне не обойдешься без умения выходить и действовать у сетки. Давайте разучим удары у сетки. Станьте в исходную позицию на пересечение линии короткой подачи и центральной линии. Будьте внимательны, собранны. Держите головку ракетки приподнятой над сеткой. Выпад вперед. Выпрямите руку с ракеткой по направлению к верхней кромке сетки. Теперь делайте имитационные движения: добивание (кисть поворачивается вниз до отказа), затем подставка (ракеткой коснитесь верхней кромки сетки сначала по прямой, затем подводя ракетку справа и слева).
Теперь представьте, что вам придется играть у сетки в разных ее концах. У левой или правой боковой линии. Тут не обойдешься без умения рационально двигаться.
Посмотрите на рис. 22. ПП — исходная позиция. Одним шагом, даже очень широким, до сетки не всегда удается достать. Поэтому сначала небольшой шаг (П, П1, если впередвлево, и П, Пз, если вперед-вправо). Затем толчок левой ногой и по фехтовальному выпад правой (П,П2 или П, П4). Если соперник будет гонять вас вдоль сетки, скажем, укороченными ударами, то двигайтесь по следам, показанным на рисунке, в такой последовательности: слева-направо: из положения П2 в положение П (правой ногой), затем из положения П1 в положение Пз (левой ногой), затем выпад вправо П4 правой ногой. Справа-налево: П4, П, затем Пз, П. Из исходной позиции ПП, перенося центр тяжести на правую ногу, левая «шагнет» в положение П1, а потом правая — в П2
Обратите внимание на такие особенности техники игры у сетки:
Рука с ракеткой «колет» на уровне плеча. Так вы научитесь выходить на волан как можно выше.
Выпрямляя руку вперед, одновременно отводите кисть с ракеткой в зависимости от ситуации вправо или влево, вверх или под волан. 3. Левую руку для лучшей координации движений и устойчивости отведите назад. Научитесь выполнять мягкие, пружинистые выпады. 4. Не тянитесь к волану — выходите вперед. 5. Если выпад неудобен, очень широк и вы теряете равновесие — подтяните левую ногу ближе к правой, этим самым уменьшите ширину выпада.
И еще Выйдя на площадку, не пытайтесь сразу делать все быстро. Будете суетиться — ошибки после дуют одна за другой. Лучше сначала медленно, не спеша, отбивайте волан. А когда почувствуете себя свободнее, постепенно наращивайте быстроту движений г» .
Комментарии
Оставить комментарий