Развития бадминтона в сочетании с развитием общества и экономики

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 
I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 7

ГЛАВА 
II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ... 13

2.1.  Бадминтон как доступное средство физической культуры и спорта. 

2.2. История развития зарубежного и отечественного бадминтона. 

2.2.1. Зарождение бадминтона

2.2.2. Развитие международного бадминтона

2.2.3. Развитие отечественного бадминтона

2.2.4.Развитие бадминтона в Нижнем Новгороде

2.3. Основы законодательства в физкультурных и спортивных организациях. 
Глава III. 

Заключение.. 

ВЫВОДЫ... 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 
Введение

Настоящий спортивный бадминтон по своей идеологии напоминает восточные единоборства со всеми их контрастами - жестким давлением и мягкой уступчивостью, гибкой хитростью и настырной агрессивностью, взрывными безудержными атаками и затяжными розыгрышами волана. Но при этом вместо обмена тяжелыми неприятными ударами - опосредованное взаимодействие партнеров через легкий волан. Поэтому не случайно бадминтон приобрел колоссальную популярность и распространение в азиатских странах - Китае, Индонезии, Корее, Японии, Малайзии. Средний уровень азиатских игроков существенно выше, чем европейских. Однако в последние десятилетия и в Европе наблюдается нечто похожее на бадминтонный бум. И сегодня Европа составляет уже серьезную конкуренцию странам Азии. Наибольшее распространение и популярность бадминтон приобрел в таких странах Европы, как Дания, Швеция, Англия, и Германия. В Дании, например, бадминтон - второй по популярности вид спорта, после футбола!!! И это не удивительно - ведь бадминтон не менее зрелищный вид спорта чем, например, тот же теннис. По коммерческим каналам (НТВ+) регулярно транслируют мировые серии гран-при, чемпионаты миры и олимпийские турниры по этому виду спорта. В исполнении настоящих мастеров бадминтон - динамичная и высокоатлетичная игра. От спортсмена требуются такие качества, как общая и скоростная выносливость, отличная координация, взрывная реакция и сила. Причем совокупность всех этих качеств должна быть очень гармоничной. Тренировочный процесс и сама игра способствует развитию и совершенствованию всех этих качеств. Игроки даже среднего уровня могут пробегать за один розыгрыш до 100 метров. А за целый матч эта величина может достигать нескольких километров. И это не просто бег трусцой, а множество стартовых ускорений, прыжков и рывков, сопровождаемых ударами по волану в темпе 0,5 - 0,7 ударов в секунду. Не удивительно, что в процессе совершения технических действий на площадке, пульс бадминтониста-любителя достигает значений 135 - 180 ударов в минуту. У спортсменов высокого класса пульс может подниматься еще выше - до 200 уд/мин и более. Примерное распределение времени пульсовой нагрузки разной интенсивности (%) в тренировочном занятии спортивной и оздоровительной направленности Бадминтон, как вид спорта, также можно рекомендовать для людей, которые хотят сбросить лишние килограммы или просто потерять калории, и ходят для этого заниматься шейпингом, аэробикой, бегают кроссы и т. д. Эти занятия достаточно нудные и быстро надоедают. И вообще заставить себя регулярно бегать очень сложно. А вот бадминтон очень азартная и интересная игра, в которой надо много двигаться. В процессе увлечения самой игрой вы не чувствуете усталости и того, что теряете лишние килограммы. Особенно, это проявляется, когда игроки начинают достаточно хорошо попадать по волану, т.е. держать его в игре, когда появляются затяжные розыгрыши, спортивный азарт и т.д. Здесь важно заметить, что все трудности, связанные с физической нагрузкой отодвигаются на второй план психологическими эмоциями и переживаниями вызываемыми самой игрой. Бадминтон очень демократичный вид спорта. Им можно заниматься в любом возрасте. Причем, что очень важно, можно начать тренироваться, например в 30, 40 или даже 50 лет. Конечно, при этом серьезных успехов в профессиональном спорте не добиться, но вот значительно поднять уровень игры можно, так как освоение технических элементов доступно каждому. Еще очень важно, что для игры в бадминтон надо намного меньше места, чем скажем для того же тенниса (на одном теннисном корте можно разместить пять бадминтонных), что делает этот вид спорта относительно недорогим. Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод, что бадминтон  полезная для всестороннего развития спортивная игра, простая в обучении, с минимальным  материальными затратами, что делает этот вид спорта массовым.

В данной дипломной работе нами были исследованы все возможные  литературные источники и методические пособия, которые отражают специфику бадминтона как спортивной игры, а также развитие этого вида спорта как в целом мире, так и в нашей стране в частности.

Анализ исследования источников показал, что в основном отражается статистика и историческая хронометрия, и не производилось исследование истории развития Нижегородского бадминтона с учетом влиянием социальных и экономических факторов, а как известно развития спорта неразрывно связано с развитием общества и наоборот: экономический кризис приводит в упадок существующие спортивные организации можно утверждать об обратной связи, когда спорт приносит пользу стране. И даже не денежную Вы знаете, что в стране падает рождаемость, уменьшается средняя продолжительность жизни. Ежегодная статистика Министерства обороны говорит о слабом здоровье призывников.

Благодаря развитию спорта меняется и качество жизни. Без развития физкультуры и спорта вообще не будет развития экономики. Здоровье - это и быстрое восстановление сил, и уверенность в завтрашнем дне. Собственно, это и есть доходная часть бюджета. Бадминтон является составной частью мирового спорта,  но своей работой нам бы хотелось проследить его развитие на примере Нижегородской области.

Недостаток информации обусловило выбор темы исследования «История развития бадминтона в Нижегородской области».

Актуальность: факторы влияюшие на развитие бадминтона такие как государственная политика.

Объект исследования: бадминтон Нижегородской области.

Предмет исследования: история развития бадминтона в Нижегородской области.

Цель исследования: изучение развития бадминтона в сочетании с развитием общества и экономики.

 Задачи:
  • Анализ исторического развития бадминтона в Нижегородской области.
  • Анализ динамики социально культурной среды.
  • Анализ экономической базы развития бадминтона на различных этапах.
  • Анализ законодательной базы спортивной деятельности.
  • популяризация бадминтона

          Гипотеза: Мы предполагаем, что развитие общества и экономики способствует развитию спорта в частности бадминтона.   ГЛАВА I.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Последние несколько лет спорт в России финансировался по остаточному принципу. Расходы бюджета на спорт в развитых зарубежных странах колеблются от 1 до 4%. В среднем это 2%. В России на спорт выделялось до сих пор 0,3-0,4%, то есть в пять-шесть раз меньше. При этом по спортивным традициям и общему уровню развития спорта мы находимся гораздо выше всех западноевропейских стран. По сути, все наши сегодняшние достижения - следствие энтузиазма спортсменов, которые своим трудом, своей самоотдачей поддерживают имидж страны. И наши усилия должны быть направлены на то, чтобы не утратить эти достижения.

Спорт условно можно разделить на четыре составляющих. Это спорт высших достижений, массовый спорт (иными словами, физкультура), профессиональный спорт и спортивная промышленность. В Советском Союзе все они регулировались из единого центра - Государственного спорткомитета. Сейчас эти структурные элементы разделены. Спортивной промышленности теперь вообще нет в федеральной собственности. Стадионов и других спортсооружений в государственной собственности почти не осталось, за исключением восьми баз подготовки для спорта высших достижений. Профессиональный спорт стал просто бизнесом, отраслью народного хозяйства, которая не регулируется государством. Регулирование и финансирование массового спорта в основном перешло на региональный уровень. Федеральные функции в этой области - методология, разработка концепций, макетов финансирования, проведение таких всероссийских соревнований, как Спартакиада учащихся, "Кожаный мяч". Остается спорт высших достижений, то есть 6,5 тыс. спортсменов и 1,5 тыс. тренеров. Они находятся в Центре спортивной подготовки на ставках спортсменов и тренеров сборных команд России. Поэтому, говоря о финансировании спорта, мы должны четко разделить финансирование спорта высших достижений и финансирование массового спорта.

Начнем с первого. Значительные положительные изменения в сравнении с 2001 годом, относящиеся к бюджету, у нас уже есть. Принята программа президентских стипендий. Сейчас их получают около 2300 спортсменов и тренеров, добившихся определенных результатов, указанных в специальном приложении о премиальном фонде. Эта программа является прелюдией к пенсионной и страховой программам, которые также необходимы в спорте. 

Еще одно достижение - возрожденная Спартакиада учащихся России. Это первые за последние десять лет массовые всероссийские соревнования, состоящие из четырех этапов. Это по-настоящему значимое событие. В Саратов и Казань, где будет проходить заключительный, четвертый этап Спартакиады, приедут более восьми тысяч участников. Для того чтобы это все продолжать, необходимо дальнейшее развитие бюджета. Тем более что следующий год - олимпийский.

Как финансируется российский спорт Российский спорт финансируется из четырех источников: федеральный бюджет, региональные бюджеты, деньги от спонсоров и средства от граждан, которые покупают абонементы в спортзалы и секции и посещают спортивные мероприятия. Основным является бюджетное финансирование: в 2003 году статья "Физическая культура и спорт" составила $2,5 млрд руб. В регионах местные власти в первую очередь заботятся о благополучии ведущих спортивных клубов. Так, в Татарии хоккейная команда "Ак барс" получает не менее $18-24 млн в год, что сопоставимо с бюджетами некоторых клубов НХЛ. Для частных инвестиций наиболее привлекательны хоккей, футбол, волейбол, баскетбол, теннис и фигурное катание. Ежегодный оборот в этих сферах, по оценкам Российского олимпийского комитета, составляет около $1 млрд. Многие спортивные клубы Москвы до последнего времени использовали в качестве основных источников доходов вещевые рынки на стадионах. Неплохо зарабатывают клубы на продаже игроков - трансферные суммы на внутреннем рынке приближаются к мировым. Еще одним источником доходов является торговля клубной символикой [7].

Существует такая шутка: если сказать десяти незнакомым людям, что бадминтон - олимпийский вид спорта, то пятеро из них искренне удивятся тому, что он олимпийский, и еще пятеро - тому, что это вид спорта. 

Конечно, в каждой шутке есть доля правды, но, тем не менее, по данным МОК, во время Олимпиады в Атланте больше всего телезрителей в мире смотрели именно соревнования бадминтонистов. Парадокс получается - простому зрителю этот вид спорта явно интересен, а в средствах массовой информации о нем практически ничего не слышно.

О возможных причинах "нераскрученности" бадминтона разговор пойдет чуть ниже, а пока попытаемся разобраться, чем же именно этот вид спорта так привлекает зрителя.

Нужно отметить, что многие из нас знакомятся с бадминтоном, а точнее с тем, что они считают бадминтоном, как с веселым развлечением в условиях отдыха на природе, цель которого - как можно дольше удержать волан в воздухе. Настоящий же бадминтон настолько динамичен, что может вытрясти из вас пару килограмм за каких-то час-полтора, а от самого спортсмена при этом требуется сочетание целого набора качеств, таких как выносливость, высокая техника ударов, тактическая подготовка. Соответственно, кардинально, по сравнению с "пляжным" вариантом, меняется и цель игры - на площадке, размером более 5 метровв ширину и 13-ти в длину (приблизительно в два раза меньше волейбольной), каждый из игроков пытается сыграть так, чтобы соперник не смог отбить волан, поставить его в тупик, и при этом площадку разделяет сетка высотой 1,55 метра.

Приведу несколько интересных фактов, которые дадут возможность лучше понять бадминтон, как вид спорта: 
  1. Если суммировать все передвижения (включая ускорения, рывки, прыжки) бадминтониста за игру, то в длину "набежит" до 6 километров, а в высоту - километр; 
  2. Бадминтон - самый быстрый ракеточный вид спорта: скорость полета волана может достигать 327 км/час; 
  3.  Темп обмена ударами в игре мастеров высокого класса достигает 0,7 ударов в секунду; 
  4.  Максимальное количество ударов, зафиксированное в матче - 19725; 
  5.  Бадминтон входит в тройку самых тяжелых по физическим нагрузкам игровых видов спорта; 
  6.  Самое длительное время встречи в бадминтоне 1 час 16 минут, при этом волан держался в игре 37 минут; 
  7. Бадминтонист высокого класса может играть на пульсе 200 и более ударов в минуту; 
  8. Перьевые воланы состоят из 16-ти перьев: по 8 из правого и левого гусиного крыла. Гуси должны быть годовалые. Головка сделана из португальской пробки, обтянутой лайкой. Весит волан 4,8-5,2 грамма; 
  9. Самый большой волан можно увидеть в городском музее Канзас Cити (Миссури, США) - он более 5 метров в высоту и весом более 2 тонн; 
  10. Бадминтонная струна сплетена в виде косички из нескольких тысяч микроволокон; 
  11. Лучшие профессиональные ракетки отливаются из сплава титана и весят около 90 грамм; 
  12. Бадминтон - одна из самых древних игр на Земле. Как свидетельствуют рисунки на древних амфорах, 3000 лет назад в Греции играли в волан руками и даже... ногами, а в китайском манускрипте 1122 года до н.э. описана "цзи дзюу ци" - игра воланом, оснащенным 3-4 гусиными перьями; 
  13. Международная федерация бадминтона (IBF) была создана в 1934 году, и сегодня в нее входят 138 стран; 
  14. Бадминтон стал олимпийским видом спорта в 1992 году и собрал тогда более 1,1 миллиарда телезрителей; 
  15. На Олимпийских играх в Сиднее приняли участие 172 бадминтониста. За время Игр они использовали 8400 воланов; 
  16. Мужской командный чемпионат мира (Thomas Cup) выигрывался только тремя странами - Малайзией, Индонезией и Китаем; 
  17. 5000 человек - это стабильное количество зрителей на главных соревнованиях Малайзии и Индонезии; 
  18. В Малайзии 2,5 миллиона игроков, в Англии насчитывается 3200 клубов, а в Дании бадминтон уступает по популярности только футболу; 
По данным мировой статистики, бадминтоном увлекается каждый 50-й человек в мире.

 И все-таки, при всех своих плюсах, бадминтон по-прежнему остается в нашей стране "экзотическим" видом спорта, о котором редко услышишь по телевизору или прочтешь в газете, не говоря уже о трансляциях крупных турниров? [27]

СООТНОШЕНИЕ СОВЕТСКОГО И РОССИЙСКОГО В СОВРЕМЕННОМ НАЦИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ

А.А. Щуров 

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Двадцать лет деконструкции Советского Союза и формирования новой России наталкивают на желание рассмотреть, что же произошло за этот период с отечественной физической культуры и спортом. Что мы имели 20 лет назад? Что имеем сейчас, что будет завтра? Какие механизмы и технологии смогут сдвинуть инертность основной массы россиян в отношении физической культуры и спорта.

Пока не удается определить достоверно возрастающий процент населения, занимающегося постоянно физической культурой и спортом. Подъем интереса к физической культуре и спорту по данным социологических опросов происходит в основном за счет потребления зрелищного аспекта спорта и последующим за этим взрывом побуждения к гипотетической причастности к спорту и физической культуре. Не вызывает особого оптимизма оценка состояния здоровья ближайшего резерва -студентов и самое главное, их отношения к своему здоровью и обладаниязнаниями о последнем.

Интересен   факт, что в   СССР существовало   единое  толкование понятия «Физическая культура и спорт», и декларировался принцип перехода количества в качество (массовость - мастерство). Критике это положение публично подверглось лишь в 80-х годах. Подверглось сомнению построение единых теоретических и методологических положений, понятий «Физическая культура» (спорт для всех) и «Спорт» (спорт высших достижений и его ближний резерв). Различие целей и задач у двух этих социальных институтов, имеющих естественно много общего и перекрывающих зачастую поля своей деятельности, требует определения четких категориальных различий.

Рассматривая спорт как особый вид субкультуры, со своей системой идеалов, принципов, целевых установок, норм и ценностей, понимаем, что он имеет относительную самостоятельность и присущую именно ему логику развития. Спорт предполагает наличие в общей системе культуры устойчивых образований, объединяющих людей по их общности представлений об основных ценностях и интересах, по общему типу социального поведения и имеющих функцию воспроизводства соответствующей системы межгрупповых отношений и соответствующих им индивидуальных черт. Физическая культура в отличие от спорта и вследствие своих целей не имеет таких ярко выраженных черт, характеристик, образований в своей социальной проявленности. Исходя из этого понятно, что трансформация советской физической культуры и спорта, имеющей огромную системную и личностную инерцию, не может произойти быстро.

Мучительное освобождение населения России от остатков традиционного мышления и соотнесения себя индивидуального с государством приводит к потере россиянами патерналистских и эгалитарных установок. Ориентация на патернализм, предполагающий взгляд на государство как на «отца родного», эгалитаризм - с приоритетом ценности равенства над ценностью свободы уходит в прошлое вместе с привычным предпочтением группового «Мы» индивидуальному «Я». Такие ценности советского спорта как идеологическая значимость обще доступность и всенародность, патриотичность - до сих пор владеют умами многих россиян среднего и старшего поколения. Советский спорт ассоциировался с честным, непрофессиональным, общенациональным, идейным, немеркантильным. Советские спортсмены - вышедшая из единого народного физического движения квинтэссенция лучших воспитанников советского спорта, защищающие достоинство Родины, они носители чести Нации, национальное достояние страны. Таким образом, концепт (понятие)  Советский Спорт носит определенные концептуальные признаки: состязательность ради победы в честь Родины, идеологическое превосходство, приобщение народа (а не развлечение) к физической культуре и спорту, мощный образовательный и педагогический эффект с целью формирования у народа советской ценностно-нормативной сферы сознания личности. Основными признаками концепта «Советская физическая культура» являются: всенародная, комплексная, требующая достижения определенного статуса, направлена на задачи военно-патриотических целей, обязательная, общедоступная. Конечно, надо учитывать, что в Советском Союзе развивались в основном Олимпийские виды спорта, в которых наши спортсмены предположительно могли завоевывать медали, а также военно-прикладные - в целях потенциального обеспечения профессиональными кадрами советской армии.  Такой подход к развитию спорта и жесткое государственное управление им сверху донизу на единой идейно-теоретической, программно-методической и нормативной основе, конечно же, придали определенные черты не только спорту высших достижений, но и всему советскому спортивному движению и физической культуре. Надо отметить, что в отличие от современных Российских реалий, бюджет материальный и бюджет свободного времени людей более предпочтительно влиял на выбор непрофессиональной деятельности в сторону развития своей культуры и, в частности, физической. Однако надо добавить, что свободное
время советского человека эффективно наполнялось элементами советской идеологии, но это и была советская культура с её плюсами и минусами.
Современные условия жизни заставляют россиян все больше и больше времени отдавать поддержанию соответствующего уровня материального благосостояния, невзирая на то, что свободное время - главное условие приобщения человека к культуре, развития его как личности - тратится на постижение и приобретение недуховных ценностей.         

Можно упрекнуть Советский спорт, как часть служебной необходимости руководителей ведомств, организаций и производств, противоречащей производству и другим служебным процессам, когда легче было иметь в определенной структуре необходимое количество профессиональных спортсменов и закрывать их деятельностью формальную отчетность.
 Но нужно вспомнить и отлаженные структуры детско-юношеского, студенческого, профсоюзного спорта, команды ЦСКА, Динамо и т.д., позволяющие молодежи активно продлить спортивную карьеру по окончании школы, чего, к сожалению, не хватает современной России. Распад ведомственной структуры спорта не способствовал жизнестойкости последнего.

В наследство от СССР нам достались еще в некоторой степени, хотя и не такие тотальные, как раньше, бюрократические, мобилизационные методы по развитию физической культуры и спорта с использованием жесткого управленческого ресурса, которые, скорее всего, приносят имиджевые плоды определенному пиару, чем создают реальные предпосылки проникновения физической культуры в массы. Возникает вопрос о целопологании продвижения «Зрелищ в массы» в ущерб Спорту в массы», который происходит в ключе социального образа развития «Спорта для всех». Реорганизованные более 10-ти раз за годы перестройки федеральные органы управления Физической культурой и спортом сохранили в целом вертикальную государственную структуру. Это позволяет сохранять России одну из ведущих позиций в мировом спорте. Но это, благодаря развитой инерции государственной бюрократии, возможно и тормозит развитие других структур, организаций существующих и действующих в сфере физической культуры и спорта. Резко по сравнению с СССР изменился бюджет свободного времени основной части россиян. Совмещение нескольких работ, использование выходных и отпусков на садово-огородных участках существенно сократило (с 28% до 19%) общее количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Новые экономические условия заставляют многих спортсменов и специалистов в области физической культуры и спорта менять специализацию. Происходит отток спортсменов и тренеров, но не столько за рубеж, сколько в иные сферы деятельности. Воспроизводство и замещение кадров зачастую происходит с потерей профессионализма, а следственно и уменьшением эффективности физкультурно-спортивного движения. Конечно же, изменились составные признаки концептов «Спорт» и «Физическая культура». Произошло «размывание» таких характеристик, как национальный спорт, спортивная честь, национальная спортивная школа, общенародность, патриотизм и др.

Соответственно вышли на первый план понятия: профессиональный спорт, действие ради цели, интенсификация средств, коммерциализация, адекватная материальная поддержка (вознаграждение) и т.д.

И если в настоящий момент можно полагать, что Россия сохранила свои позиции в мировом рейтинге, то это происходит, скорее всего, вследствие мощных традиций и того заряда инерции физической культуры и спорта, которые были заложены в СССР.

Глядя в будущее, стоит реально оценивать возможности сохраненной структуры физической культуры и спорта, системы подготовки спортивного резерва, восполнения кадрового состава. Следует критически оценить тот момент, что основу педагогического и тренерского контингента составляют люди среднего и выше среднего возраста, «вышедшие» из СССР. Очень быстро истощается этот профессиональный резерв и, к сожалению, не наблюдается процесс преемственности.    

Причины многих этих проблем находятся далеко за пределами области физической культуры и спорта. И, тем не менее, пришло время, когда необходимы конкретные решения на всех уровнях власти, в общественных и коммерческих структурах.[28]

ВЫВОД .Уровень развития экономики в стране обуславливает уровень культуры в том числе и спорта бадминтона в частности.   ГЛАВА II.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ

2.1. Бадминтон как доступное средство  физической культуры и спорта
Занятия бадминтоном позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества.

Деятельность бадминтониста благоприятно влияет на анатомо-физиологическую структуру. Простота, доступность дают возможность заниматься бадминтоном людям любого возраста и пола, используя для этого простейшие площадки или местность. Зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания в школах, средних и высших учебных заведениях. Широкие возможности нормативности нагрузки позволяют использовать бадминтон как реабилитационное средство в домах отдыха, в различных группах общей физической подготовки (ОФП).

Общая характеристика бадминтонаБадминтон относится к ациклическим, сложно-координационным видам спорта.

В условиях соревнования у бадминтониста наступает региональное и глобальное утомление, на фоне которого спортсмену приходится мгновенно решать весьма сложные технико-тактические задачи. Выдержать такую напряженную работу может только хорошо подготовленный спортсмен.

Игра в быстром темпе предъявляет и ряд других требований, без которых невозможен успех в современном бадминтоне: умение своевременно переключаться на различные режимы работы; способность проявлять лучшие свои качества в напряженных игровых ситуациях и т.д. Все эти обстоятельства и определяют структуру физических качеств, необходимых бадминтонисту. Из физических качеств, играющих решающую роль в бадминтоне, следует выделить быстроту во всех ее проявлениях, гибкость,

 Бадминтон распространен во всем мире. По статистике, которую ведет Международная федерация бадминтона (IBF) с 2006 г. WBF, более-менее серьезно этим видом спорта занимается каждый пятидесятый житель планеты. Имеются в виду те, кто посещает школы, клубы, секции, выступает в соревнованиях. А ведь еще очень многие берут в руки ракетку с воланом просто так – в часы отдыха. Чем же эта игра к себе притягивает?

Пожалуй, первое ее достоинство - удивительная доступность. Можно играть в свое удовольствие где угодно: в парке, во дворе дома, на лесной поляне. Освоить азы бадминтона не так уж сложно. Как говорится, лиха беда начало. С каждым ударом волан будет все послушнее, и чем дальше, тем глубже игра будет затягивать. Благодаря ее простоте практически любой человек может на какое-то время почувствовать себя заправским спортсменом.

Но простота - это лишь одна составляющая бадминтона. На самом высоком уровне он очень сложен. Недаром первый президент IBFангличанин Джордж Томас, который неплохо играл и в бадминтон, и в теннис, сказал так: «Если возьмем пятисетовый матч в теннис и помножим усилия игрока на три, мы получим то, что должен уметь бадминтонист». Может быть, кто-то с этими словами и не согласится. Но то, что настоящие мастера демонстрируют филигранную технику, отличную координацию движений, отменную взрывную силу и колоссальную выносливость, несомненно. Встречи классных бадминтонистов могут длиться до двух часов, волан при этом подолгу не опускается на землю (пол). Зрелищность достигается и скоростными перемещениями игроков по площадке, и эффектными бросками за воланом, и самыми разнообразными ударами технико-тактический арсенал хорошего бадминтониста чрезвычайно богат. Тот же Джордж Томас, кстати, считал, что сочетание простоты и сложности - это и есть в игре с воланом самое интересное.

Настоящий спортивный бадминтон по своей идеологии напоминает восточные единоборства с их контрастами - жестким давлением и мягкой уступчивостью, безудержной агрессивностью и кошачьей хитростью. В связи с этим понятно, почему наибольшей популярностью игра пользуется именно на Востоке - в Китае, Корее, Индонезии, Японии, Малайзии. Возьмем Индонезию: там несколько тысяч бадминтонных клубов, вид спорта включен как учебный предмет в программу общеобразовательной школы. (Не случайно знаменитый «бадминтонный Пеле» Руди Хартоно, блиставший на площадках в прошлом веке, - индонезиец). В Малайзии интерес к бадминтону велик настолько, что турниры в столице государства Куала-Лумпуре собирают по 15 тысяч зрителей за один вечер.

Средний уровень азиатских спортсменов существенно выше, чем у европейцев. Впрочем, в последнее время в Европе наблюдается нечто похожее на бадминтонный бум, и постепенно представители Старого Света подтягиваются к мастерам из азиатских государств. Законодателями мод на нашем континенте являются датчане, шведы, англичане, немцы. В маленькой Дании, например, бадминтон - второй по популярности вид спорта, после футбола.
2.2. История развития зарубежного и отечественного бадминтона

История бадминтона
Развитие бадминтона в Нижнем Новгороде
Студенческий бадминтон

2.3. Основы законодательства в физкультурных и спортивных организациях

Управление физической культурой и спортом базируется на использовании разнообразных нормативно-правовых актов, массив которых представляет собой многоуровневую систему.

Одним из важнейших оснований дифференциации нормативно-правовых актов по управлению физической культурой и спортом является их характер. Проведем по этому основанию поуровневую классификацию нормативно-правовых актов, используемых для управления физической культурой и спортом:

1. Законодательные акты.

1.1. Законодательные акты Российской Федерации.

1.1.1. Конституционные законы.

1.1.2. Обыкновенные законы.

1.1.2.1. Кодификационные законы.

1.1.2.2. Текущие законы.

1.2. Законодательные акты субъектов Российской Федерации.

2. Подзаконные акты.

2.1. Постановления.

2.1.1. Постановления органов государственной власти.

2.1.2. Постановления органов государственного управления.

2.2. Распоряжения.

2.2.1. Распоряжения Президента Российской Федерации.

2.2.2. Распоряжения органов государственной власти.

2.2.3. Распоряжения органов государственного управления.

Конституция Российской Федерации содержит ряд статей, имеющих принципиально важное значение для управления физической культурой и спортом.

Ряд кодификационных законов Российской Федерации включают отдельные нормы, регулирующие специальные вопросы, связанные с управлением физической культурой и спортом.

Большое значение для управления физической культурой и спортом имеют текущие законы. К их числу следует отнести ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете; законы, регулирующие вопросы создания и лицензирования деятельности коммерческих и некоммерческих организаций; законы, регулирующие вопросы образования, и многие другие.

Особую значимость в группе текущих законов имеют так называемые «отраслевые» законы. В настоящее время управление физической культурой и спортом осуществляется на основе Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2008г.).

В субъектах Российской Федерации принимаются различные текущие законы, играющие важную роль для управления физической культурой и спортом. Наибольшую значимость среди них имеют законы о физической культуре и спорте, принятые более чем в половине субъектов Российской Федерации. Однако законодательство субъектов Российской Федерации только названными законами не ограничивается. В ряде субъектов Российской Федерации периодически принимаются законы, регулирующие отдельные стороны развития физической культуры и спорта.

В качестве основных разновидностей подзаконных актов выступают постановления и распоряжения различных органов государственной власти и государственного управления, в которых фиксируются управленческие решения по самым разнообразным вопросам развития физической культуры и спорта. К подзаконным актам относятся и решения, принимаемые федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, фиксируемые, как правило, в форме приказов.

Специфической разновидностью нормативно-правовых актов, используемых для управления физической культурой и спортом, являются указы Президента Российской Федерации, которые в специальной литературе нередко называют созаконными актами.

Указы Президента Российской Федерации подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативные указы принимаются по различным вопросам, в том числе имеющим отношение к физической культуре и спорту, и действуют либо как самодостаточные акты, либо как временные акты до момента утверждения законов по конкретным вопросам. В индивидуальных указах Президент Российской Федерации фиксирует, как правило, свои решения о награждении работников физической культуры и спорта государственными наградами и т.п.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Статья 10. Физкультурно-спортивные организации

1.Физкупьтурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими
организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных
законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций.  Создание,
деятельность, реорганизация и ликвидация коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных
организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим
порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а
также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций.

2.Физкупьтурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической
культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья
спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц,
обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок,  а также иным образом
содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.

3.Физкультурно-спортивные организации могут быть членами международных спортивных объединений,
приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных
объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации.

Статья 11. Олимпийское движение России. Олимпийский комитет России

1.Олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения,
целями которого являются пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения, содействие развитию
физической   культуры и спорта, укрепление международного спортивного сотрудничества,   участие   в
Олимпийских играх и других международных спортивных  мероприятиях, проводимых  под  патронажем
Международного олимпийского комитета.

2,Олимпийское движение России возглавляется Олимпийским комитетом России – общероссийским

В.В. Путин сформулировал национальные приоритеты одним, из которых является качественное образование  

В нижнем Новгороде специализированная СДЮШОР, но не в законе о ФК не в нормативных актах, не значится как субъект  ФКиС. Хотя по положению спорт школ они называются именно так.
Глава III

По материалам преподавателя ННГУ доцента Гутко А.В. были составлены следующие таблицы. Которые позволяют восстановить хронологию событий истории бадминтон Нижегородской области.
Таблица 1.

Чемпионы Нижегородской области

Года

Мужчины

Женщины

1969

Дектярев  В

 

1970

Дегтярев В

Дубровина О

1971

Карякин А

Дубровина О

1972

Червяков М

Затылкова Т(Трошина)

1973

Червяков М

Дубровина О

1974

Червяков М

Рамильцева В

1975

Червяков М

Рамильцева В

1976

Червяков М

Рамильцева В

1977

Щукин В

Белютина Л

1978

Гутко. А

Рамильцева В

1979

Щукин В

Белютина Л

1980

Афанасьев Н

Буркова Т(Корнева)

1981

Гутко А

Щюкина М

1982

Гутко А

Буркова Т

1983

Шмаков В

Щюкина М

1984

Севрюков С

Майорова К

1985

Севрюков С

Майорова К

1986

Гутко А.

Майорова К

1987

Гутко А.

Майорова К

1988

Гутко А.

Неживлева Е

1989

Иванов А.

Майорова К

1990

Амелин А.

Майорова К.

1991

Сидоров  А.

Майорова К

1992

Шаханов С.

Червякова Н

1993

Шаханов С.

Червякова Н

1994

Сидоров А.

Червякова Н

1995

Киселев А.

Червякова Н

1996

Голубев А.

Червякова Н 

1997

Голубев А.

Червякова Н

1998

Голубев А.

Червякова Н 

1999

Голубев А

Сорокина. В

2000

Киселев А

Сорокина. В

2001

Зотов М

Сорокина В.

2002

Горохов Н

Сорокина В

2003

 

 

2004

Николаенко А

Вислова Н

2005

Николаенко Н

Вислова Н

2006

Сивенков М

Никонова М

2007

Николаенко Н

Николаенко М




Таблица 2.

Результаты выступлений команды Нижегородской обл.

в чемпионатах России с 1964-2007 гг.


Года

Места

1964

16

1965

9

1966

4

1967

1

1968

1

1969

1

1970

1

1971

1

1972

1

1973

1

1974

1

1975

1

1976

1

1977

1

1978

1

1979

1

1980

1

1981

1

1982

1

1983

1

1984

3

1985

 

1986

 

1987

 

1988

 

1989

 

1990

 

1991

1

1992

 

1993

1

1994

 

1995

 

1996

 

1997

 

1998

1

1999

 

2000

 

2001

 

2002

 

2003

 

2004

 

2005

Не участвовали

2006

Не участвовали

2007

1




Таблица 3.

Мастера спорта международного класса Нижегородской обл.


 

Червякова Надежда

 

Сорокина Валерия

 

Вислова Нина


Таблица 4.

Мастера спорта Нижегородской области


СССР

России

1

Червяков М.

Ремизов А.

2

Гутко А.

Голубев А.

3

Щукин В.

Чепурнова Е.

4

Афанасьев Н.

Дьячкова Н.

5

Шмаков В.

Николаенко Н.

6

Севрюков С.

Николаенко М.

7

Иванов А.

Зотов М.

8

Амелин А.

Панков Д.

9

Сидоров А.

Мещеряков С.

10

Кувыкин А.

Рубцов М.

11

Варенцов Н.

Никонов Е.

12

Шаханов С.

Чуланов С.

13

Рамильцева В.

Проткин И.

14

Майорова К.

Ярославцев С.

15

Самохвалов Г.

Горохов М.

16

Бурлова Т.

Горохов Н.

17

Корякин А.

Короленко Е.

18

Ключев М.

Лукичева Е.

19

Нижевлева Е.

Гладышева Э.

20

Волков В.

Сивенков М.

21

Кафтаеева Т.

Зарембовский М.

22

Жавнис Л.

Сучкова Н.

23

Гордеева Л.

Забелин В.

24

Червякова Л.

Зарембовская М.

25

Червякова С.

Семенов А.

26

Луценко Г.

Ремизова А.

27

Дубровина О.

Коломаров С.

28

Щукина М.

Сидоров Д.

29

Сумароков А.

Кооль  М.

30

Макаров С.

Алешникова О.

31

Васяева Л.

Неумоина С.

32

Чугунова С.

Солдаткин А.

33

 

Сухова Л.

34

 

Бурова Н.

35

 

Славутина Е.

36

 

Щукина О.

37

 

Щукина Е.

38

 

Белкова И.

39

 

Киселев А.

40

 

Столярова О.

41

 

Степанова А.



Анализ статистики показал, что в Нижегородской области с начала зарождения бадминтона мастеров высокого класса было подготовлено 76 человек из них, 3 мастера спорта международного класса, 32 мастера спорта СССР и 41 мастер спорта РФ, что в процентном соотношении составляет мастеров международного класса 3,9%, мастеров спорта СССР 42,1%, мастеров спорта РФ 53,9%. Из этого можно сделать выводы, что за 26 лет развития бадминтона Нижегородской области при Советском Союзе на 11.8% подготовлено меньше спортсменов высших достижений, чем за 17лет современной истории. На первый взгляд может показаться огромный скачек в подготовке мастеров за столь короткий отрезок времени. Нам надо учитывать конкуренцию и нормативы выполнения МС  СССР и МС РФ для сравнения мы проведем следующие факты чтобы выполнить норматив МС СССР нужно было в течении сезона совершить шесть побед над восьмеркой сильнейших Союза или стать чемпионом Советского Союза в одиночной категории попасть в паре в четверку сильнейших. Что бы выполнить норматив МС РФ до 2004 года нужно было быть на первенстве Росси до 19 лет 1-4 место, кубок 1-8 место , чемпионат России 1-16 место, командное соревнование 1-3 место или входить в течении 9 мес. в рейтинг 40 лучших спортсменов РФ. С 2004 года нормативы выполнения МС поменялись  19 лет 1,2 место, кубок 1-4 место , чемпионат России 1-8 место, командное соревнование 1,2 место. Надо отметить, что за последние 4 года в Нижегородской области не один человек не выполнил норматив МС РФ. Из общих результатов выполнения нормативов, можно увидеть каким колоссальное мастерство должны были иметь бадминтонисты Советского Союза, чтобы обладать почетным званием МС СССР. 

 Здесь мы упускаем еще один промежуток так называемый период деструктуризации (перестройки) когда в связи со сложным положением в стране произошел экономический кризис и ведущие спортсмены Нижегородской области, и в стране в целом, были вынуждены искать себя в других сферах деятельности, чтобы обеспечить семью. Потому что на спорт перестали выделяться денежные средства из государственного бюджета. В результате этого произошел резкий скачек смены поколений. На современном этапе мы видим, что практически каждый желающий и имеющий средний уровень технико-тактической подготовке способен был выполнить норматив МС РФ, это делалось для того чтобы отток спортсменов не прекращался а заинтересованность спортсменов оставалось. И в это время спортсмены более низкого класса стали выполнять нормативы мастера спорта. Это привело к снижению уровня мастерства и отодвинуло бадминтон на начальную стадию развития. Отношение тренеров к понятиям ценности физической культуры и спорта кардинально изменилось. Но бадминтон как вид спорта в стране сохранился благодаря преемственности поколений и энтузиастам. В Нижнем Новгороде бадминтон сохранился благодаря молодым и талантливым тренерам Гутко А.В., Ремизова Л.Э., Корнева Т.В., Гуреева Ю.В. Червякова С.Ю Которые не только сохранили бадминтон, но и дали возможность развиваться в разных направлениях этому виду спорта, таких как ветеранское движение, работа с инвалидами, продолжение спортивного совершенствования  любительского и студенческого спорта.

Анализ статистики показывает, что с 1964-2007 команды Нижегородской области 25 раз входили в четверку лучших команд на чемпионатах России, что в процентном соотношении составляет 58,1 %. Из графика видно, что Нижегородская область занимала и занимает лидирующие позиции в Российском бадминтоне. На графике мы можем отметить провалы выступлений нижегородских команд. Это можно связать с омоложением состава, т.е. преемственностью поколений. Или с плохим финансированием команд.

Мы отследили хронологию истории и теперь должны понять, как менялся бадминтон на протяжении времени с развитием общества и экономики. 

Из истории нам становится видно, что бадминтон развивался не равномерно, а скачкообразно и условно развитие можно разделить на 3 этапа.

1. Советский. Характеризуется стабильностью общественной системы, в том числе и спорта.

2. Период деструктуризации (разрушение стройной системы «Перестройка»).  Происходит смена приоритетов в социокультурной сфере. Сокращается количество свободного времени, люди тратят его на материальное обеспечение (эффект массового ухода спортсменов и профессиональных кадров).

3. Современный. В результате стабилизации, в обществе появляется потребность в сохранении своего здоровья.
Был проведен опрос в виде интервью с ведущими тренерами и спортсменами Нижегородской области, для выявления компонентов спорта двух периодов (советского и современного).
Таблица 5.

Сравнительный анализ бадминтона Нижегородской области 

в советский и современный периоды

Советский

Современный

ОФП превалировало над СФП в соотношении 3х1

 

СФП превалирует над ОФП в соотношении 1х3

Спорт инвентарь выдавался

Приобретение спорт инвентаря из личных средств

 

Возраст игроков высшего спортивного мастерства составлял в среднем 25-30 лет

 

Возраст игроков высшего спортивного мастерства составлял в среднем 18-25 лет

Специализация спортсменов начиналась в возрасте 15-17 лет

 

Специализация спортсменов начиналась в возрасте 12-14 лет

В ДЮСШ проводился строгий отбор детей для дальнейшей специализации

 

Осуществляется набор всех желающих детей

Специалистами проводились тестирование морфофизиологических возможностей спортсмена, начиная начинающего бадминтониста и заканчивая спортсменам высших достижений 

 

Специалистами проводится тестирование морфофизиологических возможностей организма только для спортсменов высших достижений

Разностороннему развитию юного спортсмена способствовала возможность проведения тренировочных занятий в таких спортивных сооружениях как басен, л/а манеж, стадион ( принадлежащие тому ДСО членам которого он являлся 

 

Это происходит на коммерческой основе и не каждый себе может это позволить 

Существование различных ДСО и их сильная база

 

Существуют различные ДСО с

Бесплатные секции 

 

Требует финансовых затрат 

Поездки на сборы и соревнования осуществлялись за счет ДСО или спорткомитетов

Поездки на сборы и соревновании осуществляются за счет спорткомитетов (федерация ) только на первенство России и чемпионаты России 

 

Перед каждым чемпионатом, первенством СССР проводились УТС (учебно-тренировочный сбор)

 

УТС практически не проводятся из-за недостатка финансирования 

Каждый учащийся ДСЮШ имел возможности выступать на соревнованиях разного уровня. Большое количество соревнований, а именно в нутрии ДСО области, города, РСФСР и СССР различные чемпионаты 


 

Проходят только первенство школы ДЮСШ города России. И клубные чемпионаты сейчас на стадии становления

Хотели

 

Это модно

Тренера работали на спорт высших достижений 

Работают на спорт высших достижений и массовый спорт, и параолимпийский

 

Вид спорта молодой. Имея определенную базу физической подготовки в короткий срок осваивалась техника бадминтона и спортсмен мог принимать участие в соревнованиях различного уровня

 

Сейчас конкуренция высокая, изменения требует более длительной подготовки и возросла конкурентно способность 



Анализ интервью показывает все плюсы и минусы советского и современного периода развития бадминтона, которые можно разделить на несколько блоков:

1.     По развитию мастерства: а) ранняя специализация приводит к тому, что спортсмен заканчивает свою спортивную деятельность, раньше, хотя период возможности выступления спортсмена на высоком профессиональном уровне не совпадает с периодом максимального развития физиологических качеств; б) Что советская подготовка бадминтонистов была горазда выше и способствовала более гармоничному развитию личности; в) Что наличие различных ДСО имели ощутимое влияние на подготовку спортсменов высших достижений и начинающих спортсменов. +советскому

2.     По развитию массовости: а) В советском периоде бадминтон был бесплатный, на современном этапе развития встав на путь коммерциализации, идет по нескольку направлений развития 

     - студенческий спорт;

     - инвалиды;

     - ветеранское движение;

     - продолжает свое развитие спортивное совершенствование.+современному

   3.По экономической базе:


Заключение

В настоящее время бадминтон в Нижегородской области встав на путь коммерциализации идет по нескольким направлениям развития:

— развивается студенческий спорт;

— инвалиды в нижегородской области получили возможность занятия этим видом спорта;

— получает развитие ветеранское движение;

— становится популярным любительский спорт;

— продолжает свое развитие спортивное совершенствование.


          В соответствии с поставленной целью проведено исследование методом опроса ведущих тренеров и спортсменов Нижегородской области в результате которого были выявлены различия в подготовке спортсменов бадминтонистов в разные периоды становления бадминтона Нижегородской области и сделаны выводы о тесной взаимосвязи функционированию структур спортивных организаций в СССР и современной России с одной стороны и с другой планировании организации спортивной деятельности.    

ВЫВОДЫ

В ходе исследования было проанализировано предложение по модернизации и развитию бадминтона.

С нашей точки зрения для того чтобы бадминтон Нижегородской области получил дальнейшее развитие необходимо:

1.     Популяризация бадминтона во всех районах области, за счет программ поддержки молодых специалистов.

2.     Освещение этого вида спорта в средствах массовой информации.

3.     Развитие инфраструктуры для данного направления.

4.     Привлечение специалистов в области менеджмента спорта.

5.     Качества совершенствования популяризации бадминтона в средствах массовой информации, как по объему публикации, так и количество изданий резко увеличений доли электронных средств массовой информации, прежде всего телевидение.

6.     Организацию телевизионных трансляциях, на местных телеканалах проводимых на территории  Нижегородской области турниров и чемпионатов и иных бадминтонных событий, для того чтобы привлечь интерес массового зрителя.

7.     Создания фонда развития Нижегородского бадминтона.

8.     Привлечения новых спонсоров для финансирования программ развития бадминтона. 

9.     Расширения взаимодействия с правительством местной властью в целях установления плодотворного сотрудничества и участия в реализации государственных программ в частности развития спорта.

10.  Развития взаимодействия с различными образовательными учреждениями и общественными организациями в целях популяризации и пропаганды бадминтона.      
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Бадминтон. Правила игры и проведения соревнований / подготовлены А.А. Горяиновым, М.М. Полевщиковым. М.: Изд-во «Салика», 2001. – 80 с.

2.     Бадминтон. Правила соревнований. – 1980.

3.     Галицкий А., Лившиц В. Доступный, как бег трусцой. – М, ФиС, 1987.

4.     Галицкий А., Марков О. Азбука бадминтона. – М, ФиС, 1967.

5.     Галицкий, А.В. Доступный, как бег трусцой: Игра в бадминтон / А.В. Галицкий, В.Я. Лифшиц. – М.: Знание, 1987

6.     Глебович Б., Постников А. – ФиС, 1968.

7.     Гутко, А.В. Бадминтон: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. – 125 с.

8.     Гутко, А.В. Инновационные проекты кафедры физического воспитания Нижегородского госуниверситета / А.В. Гутко, В.Г. Кузьмин, В.В. Лебедев. – Нижний Новгород: ННГУ, Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. Вып. 1 (2), 2001.

9.     Гутко, А.В. История развития бадминтона в стране и за рубежом / А.В. Гутко. – Нижний Новгород: ННГУ, 2004. – 22 с.

10. Гутко, А.В.Концептуальные основы развития бадминтона как базового вида спорта в университете / А.В. Гутко. – Нижний Новгород: ННГУ, Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. Вып. 1 (4), 2003.

11. Зеленин, Д. Без развития спорта не будет развития экономики // Коммерсантъ. – 2003. – 22 июль. – с. 25.

12. Лавшиц В., Голицкий А. Бадминтон – М, ФиС, 1976.

13. Лившиц В.Я., ГалицкийА. Бадминтон. Азбука спорта. – 1984.

14. Лившиц В.Я., Штильман М.М. Бадминтон для всех. – 1986.

15. Лифшиц, В.Я. Бадминтон. Ступени мастерства / В.Я. Лифшиц. – Йошкар-Ола: ППФ «Page», 1994. – 275 с.

16. Марков Д.М. Бадминтон – 1986.

17. Марков О. Бадминтон – М., ФиС, 1961.

18. Марков О. Бадминтон – М., ФиС, 1966.

19. Программа для ДЮСШ, ДЮШ Олимпийского резерва и ШВСМ./Комитет по ФК и спорту. – М., 1977.

20. Пшеничникова, С.С. Кто привез волан в Россию? / С.С. Пшеничникова // Семья. – 1999. – № 9

21. Рыбаков Д.Л., Штильмет М.И. Основы спортивного бадминтона. – М., ФиС, 1978.

22. Скородумова А.Л. Современный теннис. Основы тренировки. – 1984.

23. Смирнов Ю.П. Бадминтон / Уч-к для ИФК. – 1990.

24. Смирнов, Ю.Н. Бадминтон / Ю.Н. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 159 с.

25. Спортивные игры / Уч-к под ред. Портных Ю.М. – ФиС, 1975.

26. Спортивные игры / Уч-к под ред. Чумякова Л.А. – М., ФиС, 1966.

27. www.badminton.ru

28.Оптимизация учебно-тренировочного процесса: тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции 2005г
Голосов пока нет

Комментарии

Оставить комментарий